Хороши летние месяцы – тепло, отпуска, дачи, где-то параллельно идет выборная кампания, а московские политики активно интересуются Хакасией. В практическом плане их визиты мало что значат, но зато вносят ощутимое разнообразие в политическую жизнь. Накануне о себе напомнил экс-депутат от Хакасии Геннадий Семигин, неожиданно воспылавший отеческой любовью к Валентину Коновалову. Они встретили друг друга крепкими объятиями и решили вместе противостоять оппонентам, которые, по словам Геннадия Семигина, используют в отношении Коновалова черный пиар. Семигин в политике уже четверть века, поэтому наверняка хорошо знает, что такое черный пиар, и знает, как катком проходиться по оппонентам, чтобы побеждать.
Геннадий Семигин был депутатом Госдумы РФ от Хакасии в начале 2000-х. И хотя это дела давно минувших дней, Семигин время от времени наведывается в Хакасию и дает советы. На этот раз Геннадий Юрьевич сокрушался, что губернаторская избирательная кампания ведется с использованием черного пиара. В чем это выражается, политик не уточнил. Возможно, что речь идет о критике действующего губернатора, но на наш взгляд это скорее плюс чем минус, для того она и есть – свобода слова. В Хакасии сегодня есть противоположные точки зрения, которые стороны высказывают через доступные им информационные ресурсы.
В те времена, когда в Госдуму от Хакасии баллотировался Геннадий Семигин, избирательная кампания проходила безупречно чисто – политическую поляну республики без лишнего политеса и игр в демократию зачистили до блеска исключительно под Семигина. Двадцать лет назад конкурировать с красным олигархом (так в те времена называли Семигина ) в Хакасии было просто некому. Избирательная кампания Геннадия Семигина 2003 года – показательный пример, который можно тиражировать как учебное пособие для тех, кто имеет деньги и желает попасть в политику.
Геннадий Семигин появился в Хакасии в 2003 году – первым делом наладил связи с председателем правительства РХ Алексеем Лебедем и председателем ВС РХ Владимиром Штыгашевым, а уже затем пошел в народ. Как человек с деньгами (а по тем временам деньгами очень большими) свою выборную кампанию Семигин вел по простому сценарию – ездил по районам республики, встречался с людьми и обещал всестороннюю поддержку. Надо отдать должное, не просто обещал: на свои собственные средства Семигин оборудовал ФАПы, покупал оборудование и технику, оказывал адресную поддержку людям и в довесок к этому красиво говорил.
Выступления Семигина показывали во всем телеканала и печатали во всех газетах – на рекламу его избирательный штаб не скупился, чем охотно воспользовались местные журналисты. Несколько месяцев практически все республиканские СМИ (и частные, и государственные) пели одну и ту же песню – как Хакасии повезло, что на неё обратил внимание политик федерального уровня.
Жители Хакасии недоумевали: зачем богатому москвичу затерявшаяся в Сибири Хакасия? Если судить с точки зрения обывателя, вроде и правда незачем, а вот если смотреть на это дело с точки зрения бизнесмена, умеющего считать деньги, всё очень просто – чтобы избраться в Госдуму от маленькой Хакасии, надо потратиться гораздо меньше, чем от крупного региона, где и территория больше, и местные элиты могут быть далеко не такими сговорчивыми. А вот Хакасия как площадка для выборов в Госдуму в начале 2000-х рассматривалась как идеальный плацдарм: со всеми можно познакомится и кого надо задобрить. В 2003-м Семигин вместе с Владимиром Штыгашевым сформировали избирательный блок «Хакасия», который забрал ощутимую часть голосов у КПРФ и не дал шансов на победу будущему соратнику Коновалова – Александру Семенову.
В результате массированной кампании 7 декабря 2003 года Хакасия выбрала Семигина депутатом Госдумы РФ. После получения депутатского мандата Семигин Хакасию не забывал, кое-чем помогал, но его поддержка всё больше перетекала в формат полезных советов на тему того, что Хакасии надо развивать собственную экономику. Геннадий Семигин создал свою партию «Патриоты России», которая безуспешно пыталась пройти в Госдуму и в итоге объединилась со «Справедливой Россией» Сергея Миронова.
Сегодняшний политический тандем Семигина – Коновалова выглядит странно, но всякое бывает. Геннадию Юрьевичу, вероятно, и правда жаль Валентина Олеговича, ведь кто-кто, а Семигин точно знает, как надо действовать. Он эту школу проходил ещё 20 лет назад, здесь же, в Хакасии. Но в отличие от Геннадия Семигина, который в 2003-м всего за несколько месяцев объединил вокруг себя жителей Хакасии, у текущего главы этого пока не получилось сделать даже за 5 лет.
Александр Соловец