Владимир Штыгашев публично заявил, что Верховному Совету Хакасии нужно сократить число парламентариев, избираемых по партийным спискам, и увеличить количество депутатов одномандатников.

Планируется, что 38 депутатов будет избираться по одномандатным округам, а оставшиеся 12 по партийным спискам. Председатель Верховного Совета мотивирует необходимость реформы законодательного органа республики тем, что в Хакасии снижается количество избирателей.

«Чтобы соблюсти соразмерность числа избирателей и числа одномандатных округов, можно пересмотреть пропорции смешанной избирательной системы, считает руководитель парламента, увеличив число одномандатных избирательных округов, в том числе в Абакане, за счет уменьшения числа избирательных округов по партийным спискам», – сообщает пресс-служба ВС РХ.

Идею реформирование смешанной системы приписывают ЕР, потому что партии так проще достигать нужного результата. Дескать, за партийные списки единороссов голосует не много, а вот кандидаты от «Единой России», идущие в качестве самовыдвиженцев, как правило побеждают. Судя по статистике выборных кампаний, это действительно так. Однако, изменение системы в пользу одномандатников невыгодно КПРФ и мелким партиям, потому что их сильная сторона – как раз продвижение партийных списков. Уход от смешанной системы уменьшит число депутатов от КПРФ, а представителей таких партий, как «Коммунисты России» или «Справедливая Россия», в законодательном органе республики вовсе может не оказаться.

Первым инициативу о сокращении партийных списков официально и публично озвучил Владимир Штыгашев, хотя, по сообщениям источников, эту идею было поручено торпедировать в ум спикера Светлане Могилиной, и сложно представить другого единоросса в Верховном Совете, который был бы в дружбе и согласии со Штыгашевым больше, чем Могилина. Так или иначе, но то, что давно вынашивалось в планах, уже озвучено и продолжение этому точно будет. Учитывая, каким образом в ВС РХ в последнее время принимаются нужные спикеру решения, результат не заставит себя ждать. Что этому смогут противопоставить разрозненные фракции КПРФ и ЛДПР, станет ясно уже в скором времени.

К слову, в ЕР мнения тоже не однозначные, поэтому обсуждение вопроса ожидается бурным. Дело в том, что ЕР уже давно начертила 38 одномандатных округов и даже практически наполовину распределила на них кандидатов от партии, которых будут вести за руку на выборах для победы. Такой расклад устраивает далеко не всех и не только в части кандидатур, но и исходя из географии границ новых округов, которые стали пересекаться между разными муниципальными образованиями.

При этом сама по себе ситуация вновь садит на коня Владимира Штыгашева, становящегося ключевой фигурой, от которой зависит принятие решения. По крайней мере у него точно появляются козыри в разговоре как с ЕР, так и с КПРФ, и с теми, кто от этих партий выдвигается на пост главы Хакасии. В таком моменте кажущиеся сейчас призрачными шансы бессменного спикера вновь избраться и возглавить Верховный Совет становятся реальными. А что касается партийной принадлежности депутатов нового созыва, то для Владимира Штыгашева это не суть как важно. Работа Верховного Совета построена таким образом, что, к какой бы партии депутат ни относился, в конечном итоге он подчиняется непосредственно Владимиру Штыгашеву, что подтверждает 30-летняя история республиканского парламента.

Верховный Совет Хакасии как законодательный орган республики был создан в 1992 году. Тридцать лет назад была сформирована структура республиканского парламента, которая в целом сохранилась до сегодняшних дней. Верховным Советом руководит коллегиальный орган – Президиум (в него входят главы профильных комитетов и комиссий), во главе которого стоит Председатель ВС РХ.

В настоящее время в республиканском парламенте 8 профильных комитетов и комиссий, их руководители получают заработную плату. Также на окладе – первый заместитель Председателя ВС РХ и сам спикер респарламента. Таким образом, в законодательном органе республики пятая часть депутатов – государственные служащие высокого ранга, со всеми вытекающими последствиями. Де-юре председатели комитетов независимые парламентарии, но по факту их начальником является Владимир Штыгашев, который в случае необходимости может сместить руководителя профильного комитета, вне зависимости от партийной принадлежности. Менее зависимы оставшиеся сорок депутатов, которые заработную плату не получают, но и возможность влиять на принятие решений у них ограничена.

Всего в Хакасии 50 региональных депутатов, но так было не всегда. В первых созывах избиралось по 100 народных избранников, затем их число сократили до 75, а в 2010 году в соответствии с поправками в закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти РФ уменьшили до 50 человек. В таком составе ВС РХ формировался уже два раза – в 2013 и 2018 годах. При этом половина депутатов избирается по партийным спискам, вторая половина по одномандатным округам.

Основные претензии, которые в адрес руководства Верховного Совета высказываются уже более 15 лет, сводятся к тому, что в законодательном органе республики годами ничего не меняется. В этой умиротворенной атмосфере председатели комитетов и комиссий редко предлагают новые законопроекты и нормативные акты. Законотворческая инициатива в республиканском парламенте как правило исходит из комитета по законодательству, что касается экономики, аграрного сектора, культуры и здравоохранения, то о наличии профильных комитетов по данным направлениям жизнедеятельности знают исключительно те, кто связан с ВС РХ по роду деятельности.

Горячая пора в Верховном Совете – подготовка к заседаниям Президиума (они проходят раз в неделю) и депутатской сессии, собирающейся один раз в месяц. В остальное время на третьем этаже дома правительства РХ, который занимает Верховный Совет, по-музейному тихо. Здесь немного пошумели в девяностых, но последние 25 лет законотворцы работают без спешки и лишней суеты. Механизм отлажен и действует таким образом под присмотром бессменного спикера республиканского парламента.

К реформированию Верховного Совета призывают уже давно, но все предложения разбиваются о железобетонную позицию действующего спикера, который к изменению структуры и порядка работы руководства законодательного органа не склонен. А вот когда речь идет о депутатах в целом, то в этом Владимир Николаевич более компромиссен. Так было, когда Верховный Совет планомерно сокращали в связи с изменениями федерального законодательства. Так происходит и сейчас, когда возникла идея уменьшить количество депутатов, избираемых по партийным спискам, в пользу одномандатников.

Александр Соловец

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments