В Хакасии на сегодняшний день очень сложная ситуация с отгрузкой угля. Практически все разрезы республики в этом году значительно сократили производство. Пока просвета в ситуации не видно, и уже во второй половине года бюджет Хакасии может сильно просесть по доходной налоговой базе. Угольщики обратились к законодателям с просьбой о помощи в решении проблемы.
В распоряжении редакции «Пульса Хакасии» есть обращение ООО «Разрез Аршановский» к Верховному Совету Хакасии.
***
Уважаемый Владимир Николаевич!
Исторически Республика Хакасия – один из уникальных регионов России в природно-ресурсном отношении. Каменный уголь, молибден, барит, облицовочный камень, бентонит, медь, свинец, цинк и т. д. – все эти природные ресурсы в достаточном количестве представлены и разрабатываются в регионе.
Угледобывающая отрасль Хакасии является субъектообразующей на сегодня, а это – 9 разрезов: Черногорский, Восточно-Бейский, Изыхский, Аршановский, Кирбинский, Майрыхский, Бейский, Степной, Белоярский. Каждое угольное предприятие это – цивилизованный, социально ориентированный бизнес, работающий в белую, на каждом разрезе трудится не менее 500 человек, официально трудоустроенных, обеспеченных социальными гарантиями.
Каждое угледобывающее предприятие нашего региона ориентировано на развитие, на увеличение мощностей, на расширение географии поставок угольной продукции, что однозначно повышает имидж и обеспечивает пополнение бюджета нашего региона.
В связи с территориальной особенностью из-за высокой транспортной составляющей, хакасский уголь менее конкурентен на внутрироссийском направлении. Отгрузка в экспортных направлениях – это более рентабельное ведение сбытовой деятельности каждого угледобывающего предприятия.
И теперь проблематика! – на сегодняшний день у угольщиков сложилась патовая ситуация.
Введение санкций и введение Евросоюзом эмбарго на российский уголь с 10 августа значительно усложнили работу угольщиков.
К тому же с 1 июня ОАО «РЖД» повысили тарифы и отменили понижающие коэффициенты на экспорт угля и на дальность. В результате рост тарифов на перевозки энергетического угля составил более 50% (для сравнения: на остальные грузы, имеющие коэффициенты на дальность, рост составил 11%).
В сложившейся ситуации единственным решением для угольщиков становится вывоз угля в восточном направлении, но существует острый дефицит пропускной способности на Восточном полигоне.
После введения западными странами массовых санкций против российского экспорта в качестве антикризисной меры в марте 2022 года Правительство РФ приостановило действие ПНД (правила недискриминационного доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД») до 1 июля 2022 г., их заменили временные правила очередности перевозки грузов, в результате чего приоритет перевозок экспортного угля снизился относительно неугольных грузов. Данная мера должна была способствовать перенаправлению пострадавших от санкций грузопотоков с западного на восточное направление. Приостановка же действия ПНД повлекла резкое сокращение объемов вывоза угольной продукции и срыва поставок потребителям.
Власти соседнего нам региона – Кемеровской области – Кузбасса уже на самых высоких уровнях и на различных информационных площадках «бьют в колокола» по вопросу падения объемов железнодорожной погрузки. Данные по добыче и вывозу угля из главного угольного бассейна страны подтверждают озабоченность властей Кузбасса. В мае, по информации регионального министерства угольной промышленности, добыча упала почти на 4,8%. При этом железнодорожная отгрузка угля падает сильнее добычи. За январь-май снизилась на 8,7%.
В Хакасии ситуация развивается по худшему сценарию, чем в Кузбассе.
По данным ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России (ЦДУ ТЭК) — признанный лидер в области информационного сопровождения деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации), только за период январь-апрель 2022 года добыча угля на предприятиях Хакасии снизилась на 6%, при этом отгрузка угля за этот же период упала на 14,8% к аналогичному периоду прошлого года. Тенденция снижения отгрузок угольной продукции из региона продолжается и по состоянию на сегодняшний день.
Наряду с ростом тарифов на перевозки энергетического угля и отменой понижающих коэффициентов на дальность все угледобывающие предприятия столкнулись с неконтролируемым увеличением стоимости запасных частей, расходных материалов для работы оборудования, стоимости ГСМ, увеличением стоимости стивидорных расходов (расходы в морских портах, связанные с погрузо-разгрузочными работами), что в свою очередь, дополнительно увеличивает расходы на производство.
В итоге, ввиду отсутствия рентабельности производств вынудило с мая текущего года на некоторых угольных предприятиях Хакасии частично приостановить ведение горных работ и еще значительно снизить объемы производства.
Все это однозначно может привести к значительному падению добычи угля в регионе, остановке предприятий и, как следствие – спаду экономики региона ввиду резкого снижения налогооблагаемой выручки предприятий, социальной напряженности, закрытию предприятий сферы услуг и компаний обслуживающих угольщиков, росту безработицы, а это напрямую связано с увеличением уровня преступности и миграцией трудоспособного населения в другие регионы, предоставляющие работу.
Радует, что региональные власти уделяют большое внимание развитию мелкого и среднего бизнеса, сферы туризма, сельскому хозяйству, но давайте смотреть правде в глаза, что без промышленности ни один регион экономически не сможет развиваться и не выживет.
Пандемийный год показал, что при даже частичной приостановке небольших предприятий, произошло закрытие магазинов, точек общепита и компаний из сферы услуг, возникла острая проблема с безработицей, а если произойдёт остановка производственных предприятий угольной отрасли, то обстановка в регионе будет во много раз хуже.
Пришло время принятия решительных действий от региональных властей, от депутатского корпуса, от исполнительной власти.
Необходима помощь в продвижении интересов угольного бизнеса Хакасии на уровне министерств: Минэнерго, Минтранс, Минэконом, а также на уровне ОАО «РЖД».
Власть должна показать свою заинтересованность в стабильности производства, должна помогать развиваться промышленности в параллели с другими сферами направлениями бизнеса, т. к. от этого зависит уровень жизни нашего региона, что соответствует решению одной из ключевых задач в рамках достижения национальных целей развития России – увеличение занятости и доходов наших людей.
***
Обращение Верховным советом принято. Не исключено, что депутаты успеют вынести вопрос высокой экономической важности для региона на ближайшую сессию.