В сложившейся ситуации пытаются разобраться журналисты Life.ru.
Клиенты уверяют: Сбербанк может заблокировать независимо от того, как долго вы пользуетесь его услугами. Так, один из московских бизнесменов написал на «Банки.ру» отзыв, что от него потребовали «пояснить экономический смысл операций». У него дебетовые карты Сбербанка для совершения оплат контрагентам по счетам и для оплат контрагентами вознаграждений за оказанные услуги. Кроме того, у него есть право на применение патентной системы налогообложения до 31.12.2018 года.
— Я получил СМС следующего содержания: «Борис Владимирович, в соответствии с ФЗ №115-ФЗ от 07.08.01 просим в течение 7 дней пояснить экономический смысл операций по вашим счетам. Предоставьте в банк документы, которые указаны по ссылке. Также уточнить информацию можно у вашего менеджера», — рассказал клиент Сбера.
Кроме того, нужно было подтвердить источник образования/поступления денежных средств. Все необходимые документы были собраны в срок, но от банка последовал отказ.
— Я продолжил работать, и 10 августа у меня одновременно блокируются карты и ограничивается функционал «Сбербанк-онлайн». «Сбербанк-бизнес онлайн» становится ограниченным в плане невозможности отправки электронных платёжек, кроме налогов, хотя у меня уже приобретён патент на право заниматься предпринимательской деятельностью, — поделился клиент.
Оплатил штраф — получи блокировку
С блокировкой после оплаты штрафов столкнулась жительница Краснодара.
«Сбербанк заблокировал дебетовую карту, основание — подозрительные операции. Провела два платежа, 200 рублей и 1000 рублей, оплатив по просьбе сына (и за его деньги, но списанные с моей карты ) его штрафы на ФССП. Произошла блокировка», — пожаловалась пользователь.
В службе заботы о клиентах Сбербанка женщине напомнили, что, в соответствии с условиями выпуска и обслуживания карт, банк может приостановить любую операцию для проверки её правомерности. Карты также могут заблокировать для подтверждения перевода.
Клиент предложила: за каждую необоснованную блокировку взыскивать с банка компенсацию в размере 1% от блокированной суммы на счету.
Между своими счетами
Пользователи сообщают о проблемах при переводе небольших сумм даже между своими счетами. Так, житель Тюмени в ноябре рассказал, как за «мошеннические действия» была принята попытка перевести пенсию тёщи с её счета на её же, по сути, счёт.
«Вчера пытались тёще пенсию перевести на карточный счёт, нам отказали, послали в Пенсионный фонд. В отделении предложили вариант: открыть личный кабинет, переводить пенсию с пенсионного счёта на карточку и пользоваться ею. Помогли открыть, помогли перевод сделать. Но перевод (между своими счетами) заблокировали. Якобы заподозрили мошеннические действия», — сообщил пользователь.
Звонки в кол-центр (даже со стороны сотрудника самого Сбербанка) не помогли. Вскоре появилась новая проблема: блокировка «Сбербанка онлайн». Причины те же — мошенничество.
— Банк вправе заблокировать личный кабинет «Сбербанк онлайн» и банковскую карту, для того чтобы убедиться, что именно держатель карты выполняет операцию, — ответили в финансовом учреждении.
В службе заботы о клиентах «ПАО Сбербанк» (эта структура и впрямь так называется) отметили, что подобные вопросы, как правило, решаются звонком в контактный центр. Но в данной ситуации якобы необходима дополнительная проверка.
Не массовый характер
В кредитном учреждении уверяют, что блокировка не носит массового характера. Она возможна, если проводимые транзакции вызывают сомнения.
— Сбербанку неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов. В Сбербанке работает система защиты клиентов от мошенничества. Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением, — сообщили в пресс-службе банка.
Правда, что именно называет «массовым характером» Сбербанк, понять сложно. Дело в том, что только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов, а за рубежом его услугами пользуется около 11 миллионов человек. Об этом говорится на официальном сайте.
То есть, если проблемы возникнут всего у 1% клиентов, это уже больше миллиона человек.
При этом, как именно осуществляется защита клиентов от мошенничества, не уточнялось.
— Критерии проверки финансовых операций клиентов строго закреплены в законодательстве, и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля, — заявили Лайфу в пресс-службе.
А как у других
Впрочем, не только клиенты Сбербанка столкнулись с блокировками. Как утверждают СМИ, подобная участь постигла клиентов «Бинбанка» и «Тинькофф-банка».
Пользователи «Тинькофф-банка» периодически сообщают о блокировках карт после, к примеру, покупок в Интернете. Однако, по словам этих же пользователей, ситуация сейчас решается оперативно: вам просто перезванивают из кол-центра и уточняют всю информацию, которая может помочь подтвердить вашу же личность.
— «Бинбанк» не вводил какие-либо дополнительные требования к клиентам, осуществляющим p2p-переводы. Банк действительно может обратиться к клиенту для подтверждения операции, если по ней выявлены признаки совершения без согласия клиента. При этом речь может идти только о приостановке сомнительной операции, но не о блокировке карточного счёта клиента, — приводит РИА «Новости» комментарий пресс-службы «Бинбанка«.
А что делать клиентам Сбербанка, которых более 100 млн человек, — вопрос так и остаётся открытым.

