Хакасский художник Николай Чарков

Накануне редакцию навестил старейший хакасский художник Николай Чарков. Явился, словно из прошлого века, словно сам сошёл с чеканных панно, коими в 1970-1980-х годах был украшен весь центр Абакана и вестибюли учреждений.

Немедленно вспомнилось, как на фасадах Автовокзала и Центрального рынка, библиотеки и Дома радио неслись вскачь кони и бились батыры другого хакасского художника – Владимира Тодыкова – 75-летие которого Хакасия отметила в прошлом году. На тех давних и неизвестно куда пропавших чеканках монументальные красавицы в национальных нарядах угощали гостей прямо в степи, рядом с пасущимися здесь же кудрявыми барашками, хоккеисты боролись за призовые места, а счастливая пара молодожёнов азиатской наружности приветствовала все без исключения свадьбы в Абаканском дворце бракосочетаний…

В.А. Тодыков. Монументально-декоративное панно «Кони» на фасаде торгового павильона в г. Абакане. 1973.Чеканка, алюминий.

Между тем гость наш рассказал, как обеспокоен ситуацией, сложившейся последние годы в сфере изобразительного искусства Хакасии. По мнению Николая Фаддеевича, профессиональным художникам сегодня не обойтись без поддержки правительства Хакасии.

– В 1970-х годах многие учебные заведения Киргизии предлагали хакасам внеконкурсные места. Поэтому, окончив школу, я поехал во Фрунзе, где поступил на педагогическое отделение художественного училища и получил специальность учителя черчения и рисования. Вернувшись в Абакан, устроился в художественные мастерские Красноярского художественного фонда, которые располагались на улице Вяткина. Долгое время работал там и занимался живописью. Основной наш заработок составляли тогда оформительские работы. Все организации вывески и всю наглядную агитацию заказывали только у нас: рекламных компаний ещё не появилось, вся работа делалась вручную.

Сложно поверить, но помимо вывесок, плакатов и «красных уголков» абаканские художники из мастерских вручную создавали и настоящие произведения искусства – пейзажи и натюрморты писали тут же, создавали графические работы и резали оттиски для гравюр, а также самостоятельно грунтовали холсты, делали рамы и подрамники. Два раза в месяц собирался худсовет и отбирал работы для выставок в Красноярске.

– В выставках я начал участвовать с 1973 года. Тогда было прекрасное транспортное сообщение с Красноярском, самолёты летали ежедневно, каждый мог привезти на Выставкома 3 картины, которые отбирали путём голосования. Если более половины членов Выставкома одобрили работу, она попадала на выставку, а оценивали они качество работ, мало принимая во внимание прежние заслуги художника. Система Союза художников, созданная в годы Советской власти, работала эффективно, – вспоминает Николай Чарков.

Н.Ф. Чарков. Автопортрет. 2017 год

Степной ковыль на пейзажах Николая Чаркова слегка растрёпан ветром, как положено в «соцреализме». Его ранние картины наполнены солнцем и теплом, которыми и сегодня залюбуется путешественник, оказавшись в хакасской степи.

– Сегодня Абаканская художественная школа очень качественно готовит молодёжь и к конкурсам, и к поступлению в профессиональные учебные заведения. Но никто из молодых художников не остается в Абакане. Здесь негде работать. Все более-менее известные живописцы, их человек 30, трудоустроены в художественной школе. А дети, которые эту школу окончили и поступили в институты, в Абакан уже не вернутся. Таким образом, Абакан готовит кадры для других городов. Мне возразят, мол город маленький, туристов мало, мало работ покупают… Но в соседней Туве, например, художников больше в 2 раза. Помимо живописи, там хорошо развита резьба по камню, а республиканское правительство ежегодно выделяет средства на закупку произведений искусства. Хочу развернуть и правительство Хакасии в сторону художника. Надо оживить работу в этом направлении, – уверен наш собеседник.

У Николая Чаркова есть целый ряд предложений, как вдохнуть жизнь в изобразительное искусство Хакасии. В первую очередь, уверен художник, необходимо создать свой Дом художника с двумя изостудиями – для живописи, графики и скульптуры, куда могли бы ходить и заниматься с преподавателями все желающие, да и сами художники могли б собраться, порисовать, обсудить творчество коллег по цеху. Не лишним будет здесь же открыть выставочный зал для продажи произведений искусства. Во-вторых, для нового музея абаканские художники могут создать портретную галерею выдающихся деятелей культуры, общественных деятелей, известных людей Хакасии. Нужны Хакасии и новые арт-объекты исторического и культурного назначения. Например, памятник Степану Дмитриевичу Майнагашеву – российскому этнографу, общественно-политическому деятелю, основателю хакасской письменности и автономии.

Степан Дмитриевич Майнагашев. Годы жизни 1886-1920

Нет в Хакасии и памятника немецкому путешественнику Даниэлю Готлибу Мессершмидту – руководителю первой научной экспедиции в Сибирь, родоначальнику русской археологии, открывшему хакасские петроглифы и явившему миру знаменитую Улуг Хуртуях Тас.

Как видите, есть чем заняться хакасским художникам, если заинтересует правительство Хакасии частная инициатива Николая Чаркова. Свои предложения, в числе которых учреждение премии губернатора Хакасии в области изобразительного искусства и учреждение звания «Народный художник РХ», он уже представил в министерство культуры Хакасии. Министр культуры Леонид Ерёмин, в свою очередь, предложил всё «обсудить на конференции во второй половине апреля совместно с Союзом художников республики Хакасия, художниками-любителями, музейщиками, галеристами, а также лицами, заинтересованными в развитии художественного искусства в Хакасии». Одним словом, есть надежда, что красота спасёт мир и не останется без внимания властей. И тут важно, чтобы все заинтересованные стороны смогли и сумели договориться.

– Хожу со своими проектами по кабинетам, говорят, на сессии надо утверждать. А проблема комплексная. Сегодня в Хакасии много появилось художников-самоучек. Торгуют своими работами, прививают дурной вкус населению… Всё оттого, что не любил Зимин изобразительное искусство, и полковник тоже не любил, – сетует художник и надеется на понимание нового руководства республики.

Мы тоже надеемся, что всё у наших художников наладится. Кто теперь разберёт из-за чьей «нелюбви» исчезла с абаканских улиц аутентичная хакасская графика. Может в «лихие девяностые» сочли их слишком воинственными для многонационального региона, да и убрали от греха подальше. Может старина 1970-х не выдержала конкуренции с современными рекламными щитами… Вполне вероятно также, что чеканные панно Владимира Тодыкова не утрачены безвозвратно, а до сих пор хранятся где-то в запасниках музея или картинной галереи, и однажды их выставят на обозрение так любящей поностальгировать публики. А если её, любящую изобразительное искусство публику, ещё и пригласят поучиться живописи у профессионалов, словно в каком-нибудь Сочи, вообще всё прекрасно станет!

Натюрморт абаканской художницы Татьяны Гузовой

Татьяна Корнева

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments