С нетерпением ждал ответ на запрос, который представляю в этой публикации. Помню, как на ответ министра транспорта РХ вопроса дороговизны билетов Абакан-Москва, бизнесмены, собравшиеся на встречу с Главой, зашумели с нескрываемым негодованием. Ответ министра был: «Борта Абакан-Москва не заполняются».
Предприниматели, наверно, как никто другой знают и понимают ценность адекватной цены перелетов и очень многие летают через Красноярск. Я не исключение – два месяца назад я летал таким маршрутом и через несколько дней полечу снова. Кто-то едет на своих машинах, кто едет на попутках, кто-то на автобусах. Эмоции эмоциями, но в первую очередь необходимо выяснить, насколько информация, которую предоставил наш новый министр транспорта соответствует действительности. Цифры всегда очень показательно говорят о ситуации.
Пульс Хакасии сделал следующий запрос:
- Сколько свободных мест в количественном выражении осталось на выполняемых рейсах Абакан-Москва за 4 квартал 2018 года и 1 квартал 2019 года.
- Сколько продано билетов по автобусному маршруту Абакан – аэропорт Емельяново (Красноярск) в количественном выражении за 4 квартал 2018 года и 1 квартал 2019 года.
Честно, сказать, я не ожидал такой статистики. Я благодарен министерству транспорта за оперативность и чёткость предоставления информации. Давайте взглянем на предоставленные цифры:
Свободных мест за четвертый квартал 2018 года у всех авиаперевозчиков 16642, за первый квартал 2019 года 14178. При этом количество пассажиров рейса Абакан- Аэропорт Емельяново Красноярск за 4 квартал 2018 года – 3001 человек, за 1 квартал 2019 года – 2735 человек. Сухие цифры, которые чётко показывают, что даже если бы все пассажиры Абакан – Емельяново полетели из Абакана, то это уменьшило бы дефицит свободных мест авиаперевозчиков лишь максимум на 1/5, и это с большим округлением и люфтом. Можно много предполагать о том, сколько пассажиров едет на своих машинах, сколько на blablacar, но это останутся всего лишь предположения, которые не дадут чётких цифр. С этой точки зрения можно вполне понять авиаперевозчиков, у которых заполнение салона от 50 до 70% в определенной компенсации упущенной выгоды за счёт поднятия стоимости билетов. Я не сужу о том, правильно или нет поступают авиаперевозчики, я стараюсь понять алгоритм решения проблемы, и в этом процессе эмоции всегда лишние, здесь важны цифры. Мне предлагали сделать запрос в ФАС с просьбой усмотреть картельный сговор авиаперевозчиков, мотивируя практически одинаковым расстоянием маршрута Абакан-Москва и Красноярск–Москва и отличием стоимости билетов практически в 2 раза. Считаю, что такой запрос ничего не даст, так как у авиаперевозчиков есть обоснование таких цен.
Какой выход? Как ни банально это прозвучит, но выход заключается в поднятии туристической привлекательности республики, в повышении благосостояния всех граждан – именно это увеличит спрос на полёты, а значит, к нам смогут зайти и другие компании перевозчиков, что создаст конкуренцию на рынке и как следствие снизит цену. В данном случае вопросы снижения цены на услуги авиаперевозчиков следует задавать скорее министерству экономики и других профильным ведомствам, которые могут способствовать экономическому развитию нашей республики.
Александр Мяхар
и что, прям – ответили?