Закончится ли когда-нибудь любимая игра чиновников «стрелочник» и начнут ли нам давать ответы по существу?
Добрый день, уважаемые читатели! Меня часто просят помочь Валентину Олеговичу в его работе, и практически так же часто я отвечаю, что именно это я и делаю. Что значит помогать губернатору? Губернатор – это дирижер оркестра под названием Правительство, и необходимо обращать внимание дирижера взглядом со стороны на то, в какой форме его «артисты» и хорошо ли «звучат инструменты». Я выбрал определенный способ помощи разным министерствам в их работе – обращать внимание на то, на что они, возможно, сами не замечают. Формат очень простой: запрос – ответ –последствия. Я взял доверенность у главного редактора СМИ “Пульс Хакасии” на возможность делать запросы министерствам и буду их представлять в общий доступ, добиваться доведения дел до конца, поднятия профессионализма в работе отдельных ведомств.
Сегодня начну с министерства экологии. Вот каким образом звучал запрос:
И.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехову С.Н. Запрос.
Уважаемый Сергей Николаевич, редакция СМИ “Пульс Хакасии” готовит публикацию по проблеме экологии республики Хакасия, связанной с зоной 326. Мы входим в зону с наименованием 326 потому что, в районе республики падают топливные баки от ракет запускаемых со станции Байконур. В этих топливных баках есть отходы токсичного ракетного топлива гептил, что наносит урон окружающей среде республики Хакасия. Согласно Статьи 39. Запрос информации Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. От 18.04.2018, с изм. От 17.01.2019) «О средствах массовой информации», просим вас ответить на несколько вопросов:
- Что делается для охраны окружающих мест, где происходит падение топливных баков от ракет?
- По нашей информации, за то, что республике присвоена «зона 326», полагается финансовая компенсация за счёт федерального бюджета. Что сделано в этом году министерством природных ресурсов и экологии РХ для получения такой компенсации? Сколько платежей и в каких размерах должны поступить в республику благодаря работе министерства экологии РХ?
Казалось бы, короткие и чёткие вопросы, на которые я предполагал получить такие же ответы. Что пришло в ответе:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, в рамках запроса от 20.03.2019 № 9/19, представляет следующую информацию.
Госкорпорация «РОСКОСМОС» при проведении запусков космических аппаратов с космодрома «Байконур» использует район падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей на территории Республики Хакасия. Площадь используемого полигона № 326 составляет 1086 кв. км и охватывает 96 % участка Государственного природного заповедника «Хакасский» — «Заимка Лыковых», особо охраняемой территории Федерального значения.
Использование территории Республики Хакасия Роскосмосом в интересах национальной экономики и поддержания обороноспособности Российской Федерации происходит в рамках существующего законодательства Российской Федерации в данной сфере деятельности и Договора от 19.10.2000 № 10-д «О порядке и условиях эпизодического использования района падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей на территории Республики Хакасия» (далее — Договор).
Со стороны Роскосмоса выполняются только условия Договора в части информирования Правительства Республики Хакасия о плане пусков ракет- носителей (РН) с космодрома «Байконур» на текущий год с использованием района падения (РП) на территории Республики Хакасия и уведомления об основной и резервной дате и времени пуска ракет-носителей.
ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной — космической инфраструктуры» с письмом от 18.01.2016 № 381/144 в адрес Правительства Республики Хакасия проинформировало об одном планируемом пуске РН в 2016 году в рамках коммерческих проектов во 2 квартале.
Госкорпорация «РОСКОСМОС» письмом от 09.11.2016 № МА-8218 в адрес Правительства Республики Хакасия проинформировало о трех планируемых пусках РН в 2017 году: в рамках коммерческих проектов — два в 3 квартале, по Федеральной космической программе России — один в 4 квартале.
В целях обеспечения безопасности района падения отделяющихся частей ракет-носителей ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» представлялась информация об основных (плановых) и резервных датах, а также о времени пуска РН.
В 2018 году информация о планируемых пусках РН в адрес Правительства Республики Хакасия не поступала.
В рамках действующего двухстороннего договора между ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической — инфраструктуры» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Хакасский» учреждение оказывает услуги по обеспечению природоохранных мероприятий на территории заповедника при запуске РН с космодрома «Байконур», на иной территории в границах полигона № 326 работы учреждением не осуществляются.
В январе 2018 года ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в Правительство Республики Хакасия предоставлена информация о том, что в 2017 году Госкорпорацией «РОСКОСМОСУ» с космодрома «Байконур» был проведен один пуск РН (дата пуска 26.12.2017), в связи с чем, был проведен оперативный экологический мониторинг РИ отделяющихся частей РН и на прилегающих к нему территориях. В работах принимали участие специалисты ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук, Научно-технического центра «БиАСеп». По результатам проведенных исследований в РП № 326 и на прилегающей к нему территории негативных воздействий на компоненты экосистемы после пуска РН «Зенит-2$Б» не выявлено, фрагменты отделяющихся частей РН не обнаружены.
Результаты экологического мониторинга, проводимого Госкорпорацией «РОСКОСМОС», в Правительство Республики Хакасия не представлялись.
За информацией о компенсационных выплатах в бюджет Республики Хакасия за разовое использование РП № 326 при проведении запусков РН необходимо обратиться в Министерство финансов Республики Хакасия.
Исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасии С. Арехов
Сколько много слов! Вношу свои ремарки:
- Почему мониторинг осуществляется без представителя Минпироды, несмотря на то что 96% – это заповедник, эта территория принадлежит республике?! Экологический мониторинг включает мониторинг всех сред: химические анализы воды, воздуха, грунта и прочего. Гептил – это особо токсичное вещество – ЯД. Поэтому органы власти Республики – минприроды должны сами следить за этими процессами! Запуск ракетоносителей – это не только гептил и части ракет, но и безопасность населения в районе падения, от падения частей ракетоносителей страдает вода, воздух, земля – окружающая среда.
Вывод: почему Минприроды и экологии снимает с себя ответственность в этой части, мне непонятно, но понятно, что Минприроды этим не занимается.
- Я хотел точного ответа, сколько денег нам должны перечислять и где они – эти деньги. И совершенно логичным должно быть то, что этими финансами должно заниматься именно Министерство природы и экологии, НО опять же я наблюдаю хитрый ход – переадресование вопроса другому ведомству.
Вывод: денег, которые нам должна перечислять Федерация за загрязнение нашей окружающей среды, по всей видимости, нет, по крайней мере ведомство, которое должно заниматься этим по долгу службы, об этом не знает, а если не знает, значит, в этом направлении не работало и не работает!
Тем не менее, начало диалога и выявление проблем положено. Я обязательно отправлю по совету Министерства природы и экологии запрос в Министерство финансов и думаю, что Ирина Войнова будет этому неприятно удивлена. Но и министерству экологии я вышлю очередной запрос. Может, на следующий запрос и обозначение чёткой проблемы я получу четкий ответ и решение, на которое я буду указывать в запросе. А ответы по участию министерства по снижению проблемы «зоны №326» и возможной денежной компенсации отправляются в сводный сборник предложений для Главы республики.
Мяхар Александр
Деловой запрос. Надо посмотреть, а как решаются вопросы с “Роскосмосом” на других аналогичных территориях. Я посмотрю и расскажу.
Чуть копнул. У соседей. По результатам исследований (Ю.В. Робертус, Алтайский региональный институт экологических систем, г. Горно-Алтайск) поверхность площадью 300000 кв. км Алтае-Саянского региона России загрязнена остатками компонентов ракетного топлива. Они распространяются в том числе и аэрогенно: при падении ступеней ракет остатки частично вымываются воздушным потоком, а затем этот аэрозоль оседает на землю.
Но главная проблема вовсе не в механизмах, масштабах и других параметрах загрязнений природной среды – воздуха, воды, почвы – и не в том, чего там больше: ядовитых компонентов ракетного топлива или другой опасной “грязи”.
Проблема изначально носит правовой характер, но она может и должна быть решена правовыми средствами, а именно: приведением ракетно-космической деятельности в полное соответствие с известными требованиями российского экологического законодательства. При этом мониторинг здоровья людей и природной среды, профессиональные экологические исследования являются хотя и важным, но всего лишь инструментом контроля.
При этом развитые государства мира (например, США), осуществляя запуски своих спутников гептиловой российской ракетой “Протон” с космодрома “Байконур”, успешно решают свои экологические проблемы за счет территорий Казахстана и России, где соответственно падают первая и вторая ступени с ядовитыми остатками топлива. Российское авиационно-космическое агентство за каждый такой запуск получает от зарубежных заказчиков свыше 50 млн. долларов, Государственный центр им. Хруничева (г. Москва) – производитель ракет “Протон” – свою долю и новые заказы, Москва – налоговые поступления, а Республика Алтай в качестве компенсации имеет ничтожную часть от стоимости запуска и полную меру воздействий и последствий.
А суть ответа ( в голове у Арехова) проста до безобразия… Коротко: про ракеты я и не знал, но если падают, то мне то по… И че этот Мяхар опять атакует?