«Макдональдс» объявил о том, что временно закрывает 850 ресторанов в нашей стране. К чему это ведет? Кто пострадает от того, что один из мировых лидеров фастфуда приостанавливает работу в России?
Насколько пострадают 62 тысячи работников компании, которым «Макдональдс» обязуется выплачивать зарплату в период временного закрытия? А потребители, привыкшие к очень калорийному перекусу именно этого бренда, а не любого другого? Или предприниматели в сфере общепита, которым тяжело конкурировать с транснациональной корпорацией и которые достаточно часто вынуждены закрываться, когда под боком появляется ресторан транснациональной сети?
Если работников все же уволят, то надеемся, что они как можно быстрее найдут работу у конкурентов «Макдональдса», которые заполнят освободившую нишу. Что касается поклонников фастфуда именно этой марки, то о вкусах не спорят, конечно, но если есть спрос, то будет и предложение. И это как раз задача предпринимателей, которые получают дополнительную возможность развернуться.
Даже временное закрытие подобных гигантов даёт шансы на развитие очень многим российским брендам и предпринимателям, работающим в сфере общественного питания. Несомненно, в некоторых отраслях уход международных корпораций может в коротком периоде осложнить текущую деятельность российских компаний, но в области общепита в России сформирована очень большая внутренняя культура питания, основанная на местных традициях и рецептах национальной кухни.
Может быть, применительно к Абакану, где нет представителя данной компании (но есть франчайзи прямого конкурента, который тоже объявил о сокращении инвестиций в России), данная новость не так и важна. Но в свете того, что у нас представлены глобальные корпорации, производящие газированные напитки, при том что у нас есть собственные производители, будем ли мы в минусе или наоборот скажем спасибо этим компаниям, если они откажутся распространять у нас свою продукцию?
Однозначный ответ сейчас вряд ли можно дать, но есть мнение, что мы только выиграем, если такие продукты питания и напитки уйдут с территории нашей страны. Ведь уход глобальных игроков – это открытие огромных возможностей для местных предпринимателей, для которых снижение конкуренции и шанс получить дополнительную долю рынка принесет увеличение прибыли, косвенными последствиями чего станут и местные налоги, и увеличение рабочих мест, и выплата дивидендов внутри страны, а не в заграничные юрисдикции.
Это можно сказать и о производителях фастфуда, и о других компаниях. И предпринимателям России в новых условиях нужно пожелать терпения, силы, новых векторов в развитии и успеха во всех начинаниях. Потому что эти люди создают для нас тот мир, в котором мы живем, обеспечивают нас тем необходимым и жизненно важным, что мы уже принимаем как само собой разумеющееся, но что стоит ежедневного тяжелого труда и самоотдачи.
Артём Королёв