Для чего уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия подменяет реальную работу отчётной бухгалтерией
Интересный документ попался мне недавно на глаза. Его название «Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия об итогах работы за 2018 год».
Нет, составлен он правильно, грамотно, со всеми необходимыми разделами, подразделами, теорией и практикой, законодательной основой и так далее. И всё же чего-то в нём не хватило. Может быть, как раз простоты и доступности, когда ты всё понимаешь и не теряешь нить рассуждений уже на следующей странице. Ведь так обычно поступают, когда хотят завуалировать то, что на самом деле не сделано, или то, что должно быть, а его нет.
Но обо всём без спешки, без голословности и только на конкретных примерах из итогов работы уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия Василия Владимировича Кудашкина.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что заявленный в докладе 2018 год по ходу текста оборачивается итогами пяти лет работы. Причём он так градировал «общее число обращений» и «общее количество письменных жалоб», что совершенно непонятно – это две отдельные цифры или письменные жалобы входят в число обращений?
В любом случае, и тех и других для пяти лет работы не так уж и много. К тому же, как говорилось, не хватает графы вмешательств по собственной инициативе в кризисные ситуации предпринимателей. То есть примеров, когда не люди обращались к уполномоченному, а сам уполномоченный приходил на помощь к людям.
И это очень важный момент, поскольку уполномоченный, как ожидалось, будет не чиновником на зарплате, а именно защитником тех, кто занимается своим делом. Но этого, к сожалению, не случилось!
Вызывает удивление и факт неоправданной самоуспокоенности Василия Владимировича. Не секрет, что одна из главных претензий к предпринимательскому омбудсмену в РХ заключается в его абсолютной зависимости от правительства РХ. Причём это не чьи-то вымыслы, а слова председателя Верховного Совета Хакасии Владимира Николаевича Штыгашева по поводу того, что данный уполномоченный получает зарплату за счёт минэкономразвития республики. То есть за счёт ведомства, которое он, по сути, должен контролировать!
И Кудашкин о подобном мнении знал, но, тем не менее, в своём докладе сообщил о том, что планы по созданию независимого аппарата уполномоченного в Хакасии действительно вынашивались. Более того, соответствующие изменения в законодательство республики должны были внести в течение 2015 года, но…
Если верить докладу (цитируем): «Какие именно изменения, и в какое время они должны были вноситься, и внесены ли они вообще, в настоящий момент неизвестно». Как говорится, четвёртый год пошёл, а паровоз и ныне там. Но Василия Владимировича это не беспокоит, в колокола он не бьёт, ему и так всё нормально.
Пуще того, следом он подчёркивает (и даже графически выделяет), что «Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ не встроен в механизм принятия решений, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Ну, тогда спрашивается – на фига козе баян? Если уполномоченный никуда не встроен, зачем он вообще нужен?!
Хотя гораздо более сомнительной выглядит столь же ярко очерченная им «гордость» по поводу того, что «За 5 лет уполномоченному не удалось провести личную встречу с главой Хакасии для предоставления ежегодного доклада. На заседаниях правительства доклад уполномоченного не рассматривался, перечень поручений не издавался».
Вот уж воистину, было бы чем гордиться. Чем уполномоченный тогда вообще занимался пять лет?
И вы знаете, в столь обширном докладе, конечно же, есть ответ даже на этот вопрос. Правда, он сильно напоминает зажёванную пластинку, так как постоянно идёт перечисление одних и тех же названий: Торгово-промышленная палата, Прокуратура, Роспотребнадзор, Ветинспекция, Кадастр, МВД, Антимонопольная служба, ХГУ, Таможня, Трудинспекция и так далее, и тому подобное. В одной главе уполномоченный наладил с ними связь, в следующей задал им вопросы, в третьей получил ответы, в четвёртой провёл совместные мероприятия, в пятой порешал какие-то вопросы.
Однако если приглядеться внимательнее, то, говоря о взаимодействии с исполнительными органами власти, уполномоченный, подав огромный список, назвал всего лишь один-единственный исполнительный орган – «Бейский сельсовет». Видимо, другие районы, города, поселковые и сельские советы Хакасии в сферу его интересов не входят. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что главы территорий Кудашкина либо вообще не знают, либо видели где-то мельком на совещании.
Говоря же о конкретных случаях, когда предпринимательский интерес был защищён – это выглядит, как примазка к чужой работе. Когда человек попадает в беду, он естественным образом обращается во все инстанции – в прокуратуру, в суд, в МВД, к тем же антимонопольщикам, ну и понятное дело к уполномоченному по защите прав предпринимателей. В итоге работу делают службы, решает суд, а слава делится на всех, и каждый составляет свой отчёт. Поэтому, глянь сейчас в отчёты других – и там обязательно обнаружатся те же самые случаи, как итог работы этих ведомств.
Но говорится это всё не для того, чтобы принизить роль и заслуги Василия Владимировича, а для того, чтобы уже не раз высказанная мысль о том, что уполномоченный не должен ждать обращений, а должен сам влезать в самые горячие дела, наконец-то дошла до самого Василия Владимировича.
Он сделал хороший доклад! Умный, правильный! Но! К чему говорить о том, что он «обучает молодых». Все те программы и конкурсы на которые ссылается Кудашкин, такие как «Я предприниматель», «Неделя предпринимателя», World Skills и другие, существовали, действовали, работали задолго до появления уполномоченного по защите прав предпринимателей.
А то, что вы там кому-то вручили награды или провели беседу, не значит ровным счётом ничего без практики, без конкретных действий и достигнутых этими молодыми предпринимателями результатов.
Поэтому Василию Владимировичу ещё есть над чем работать, а так же есть о чём подумать…
Пётр Воронов