«Трудности приходят не для того, чтобы помешать, а для того, чтобы научить», – это утверждение пользуется большой популярностью в сети, и сегодня оно как никогда актуально, потому что мы все оказались в ситуации из которой есть возможность выйти лучше, чем мы были до этого.
Внешнеполитическая ситуация существенно повлияет на экономику России и Хакасии. Как будем жить в новых условиях и что делать? Пока в правительстве РХ хранят молчание, свою позицию на этот счет высказал депутат Госдумы России Сергей Сокол. По мнению парламентария, в регионе надо создать новый объединяющий орган выработки и контроля выполнения стратегических решений, в виде гражданского или общественного комитета развития Хакасии. При этом Сокол готов обеспечить общие решения поддержкой федерального центра.
Что за комитет, чем он будет заниматься, зачем он вообще нужен? Сегодня в Хакасии общественных организаций и так более чем достаточно, и республике необходимы не комитеты, а конкретные действия и конкретные шаги в новых экономических условиях. Но пока приходится констатировать, что высказывания Сергея Сокола в данной ситуации похожи на выступления Валентина Коновалова, где воды много, а конкретики мало.
Мастер витиеватых фраз, глава Хакасии Валентин Коновалов, по поводу новых экономических реалий как в рот воды набрал. Что вполне естественно. В Хакасии, при виртуальном наличии губернатора, уже три года в реальности наблюдается его полное отсутствие. Человек, который в 2018 году обещал манну небесную, не то что не реализовал – даже не предложил ровным счетом ничего нового и не выполнил свои обещания перед избирателями. Система во главе с Коноваловым способна плыть по течению, но когда оно превращается в бурный поток, с таким рулевым недолго и утонуть.
Между тем время требует быстрых и эффективных решений. Ситуация в экономике будет непростой, но развиваться есть куда и есть зачем. А вот как и кто это будет делать? Чтобы выйти на качественно иной уровень, надо прежде всего преодолеть разруху в головах. Последнее время политики и общественники соревнуются за бренд справедливости. Сегодня как раз тот самый момент, когда настала пора реализовывать принципы справедливости на практике. Это, кстати, левое поле, где Коновалов должен чувствовать себя как рыба в воде, но все, что мы видим от красного губернатора, это открытки в соцсетях на 7 ноября.
Начинать можно с малого, например с таких историй, которая произошла с DNS, когда после начала специальной операции интернет-магазин, заявил о повышении цен на 30%, мотивируя это увеличением спроса. За этой рыночной формулировкой кроется простая вещь: далеко не бедный хозяин магазина, под шумок стал распродавать технику, закупленную по старой стоимости, по новым, более выгодным только ему ценам.
Примеры с DNS не единичны, и их еще, вероятно, будет немало. К ним стоило бы пристально присмотреться и ОНФ Хакасии, который на региональном уровне многое может сделать. Именно сделать – так, чтобы подобных случаев было меньше. Это один из элементов борьбы с санкционным кризисом. Ему обещает противодействовать и Правительство России, но люди этим обещаниям верят слабо, потому что видят, что происходит в жизни: в экономике государство опирается на изжившую себя либеральную модель, которая в новых реалиях действовать не будет.
«Нам необходимо избавляться от страха. Мы постоянно боимся, что сделает по этому поводу какой-то чужой дядя… Невозможно всю жизнь жить и бояться. Вот не скажи вот так, потому что какой-то дядя в Вашингтоне может ввести санкции, вот это не делай, потому что тетя какая-нибудь в Брюсселе может ввести санкции. Вот это не делай, туда не ходи. На самом деле вот это и есть жизнь в тотальной несвободе, и тотальном страхе… От этого нужно избавляться. Это должно быть стратегической задачей любой российской власти и тех, кто считает себя элитой. На самом деле перед элитой стоит творческая задача выработать такую модель жизни, начиная от геополитики и заканчивая экономикой, культурой, информацией и так далее, которая позволит нам эффективно справляться с вызовами, которые есть в 21 веке, и перед которой стоит необходимость защиты нас, как цивилизации», – сказал политолог Сергей Михеев.
Понимание России как особой цивилизации должно стать основой дальнейшего развития, потому что исторический процесс обретения себя – это как раз и есть выход из кризиса. Тем временем в современной России общество не то чтобы разделилось, но радикально отличное от позиции государства мнение имеет место. Оно есть у части так называемой творческой элиты, к мнению которой прислушиваются творцы либеральной экономической модели России. Эта модель расходится с предпочтениями большинства жителей страны, но продолжает работать. Преодоление этих различий тоже основа нового развития, но пока этого не наблюдается, ни в экономике, ни в культуре.
Большая часть элиты, которая придерживается собственной точки зрения по ситуации на Украине, работает на госканалах, в государственных театрах, получает гранты на свои проекты, в общем живет за счет государства, но поддерживать его не считает нужным.
«Пора уже нам возрождать нашу имперскую идеологию, смотреть на наше прошлое иначе. Мы до сих пор находимся в иллюзии, в розовых очках, критикуем то, что было до нас… мы вступили в полосу – или мы выживем как независимое государство, или нас сожрут. Никто не будет отменять санкции, нас будут давить и уничтожать до последнего, у нас в стране будут создавать структуры, которые взорвут нас изнутри, и мы не можем способствовать этому своей бездеятельностью», – говорит политолог Семен Багдасаров.
В Хакасии свое мнение на этот счет однозначно высказали Владимир Штыгашев и Светлана Окольникова, которые поставили подписи под заявлением почетных членов РВИО и его актива по событиям на Украине.
«Мы сожалеем о том, что оказались бессильными дипломатические средства. Запад продолжал взращивать ненависть, продолжал накачивать Украину оружием – потому что более столетия мечтал стравить наши братские народы между собой. И по заявлениям западных лидеров, звучащим сегодня в СМИ, мы отчетливо понимаем – Западу нужен вовсе не мир на континенте, а слабая Россия, слабый русский мир и марионеточное управление Украиной. Но у них ничего не вышло и не выйдет».
Внешнеполитическая ситуация дает России шанс преодолеть цивилизационный кризис, сложившийся с распадом СССР. А как же Хакасия? Максимум, что может предложить система во главе с Валентином Коноваловым, это плыть по течению. Но когда оно превращается в бурный поток, с таким рулевым недолго и утонуть. Может, хватит создавать имитацию бурной деятельности и честно сказать: «Я не справился, я ухожу»?
Что в этой сложной ситуации может сделать Сергей Сокол – тоже сказать главные слова, как он намерен действовать и какой конкретный пошаговый план развития Хакасии предлагает, с учетом новых политических и социально-экономических реалий.
Александр Соловец