В Абакане в институте непрерывного педагогического образования есть «Музейно-педагогический центр культуры народов Южной Сибири», представленный экспозициями «Юрта» и «Русская изба», где преподаватели и студенты ежегодно реализуют проекты, направленные на воспитание межнациональной толерантности у школьников. К примеру, создание этнографических интерактивных экспозиций и разработка виртуальных экскурсий по этнографическим достопримечательностям Хакасии, Тывы и Красноярского края.
Результатом реализации одного из таких проектов и является создание книги-альбома семейных ценностей для детей от 6 до 10 лет.
Напомним, что такая идея признана лучшей на площадке «Культурно-образовательные инновации в целях повышения качества жизни населения макрорегиона Енисейская Сибирь» по итогам работы III межрегионального молодёжного форума «Инновации-2021».
О ее практической значимости для республики и перспективах реализации корреспонденту «Пульса Хакасии» рассказала Галина Унисихина – будущий педагог, один из разработчиков уникального проекта.
– Галина, как зародилась идея создания книги-альбома семейных ценностей для школьников?
– В последнее время пристальное внимание уделяется межрегиональному проекту «Енисейская Сибирь», объединяющему потенциал трех регионов: Хакасии, Тывы и Красноярского края. И это не случайно, ведь эти территории прочно связаны между собой общей историей и многолетними добрососедскими отношениями. Так и появилась идея познакомить детей с культурой и традициями русского, хакасского и тувинского народов с помощью яркого иллюстрационного издания. Ведь именно в возрасте от 6 до 10 лет у ребенка происходит освоение норм поведения в семье и обществе. Авторским коллективом была проделана большая исследовательская работа, в результате которой и появилось такое издание. Ее ключевая цель – создание условий для формирования знаний у школьников о семье, ценностях, традициях, культуре народов Енисейской Сибири.
– В чем «изюминка» проекта?
– Сегодня подобных изданий для младших школьников, которые содержали бы информацию о русской, тувинской и хакасской культуре, не существует. Поэтому в ближайшее время планируется регистрация прав интеллектуальной собственности.
Так как книга-альбом предназначена для детей, обучающихся в начальной школе, особое внимание уделялось разработке содержания и наглядности, ведь очень важно, чтобы представленная информация была понятна детям. Поэтому весь теоретический материал представлен от лица младших школьников, которые живут в городах Енисейской Сибири: Ай-Хаата из Кызыла, Азара из Абакана и Маши из Минусинска. Они и помогают читателям «путешествовать» по представленным в альбоме тематическим разделам.
– Какие разделы он включает?
– Книга-альбом состоит из шести блоков: «Моя семья», «Жилище», «Национальная кухня», «Народные музыкальные инструменты», «Свадебные традиции» и «Национальные праздники».
Каждый из разделов содержит теорию и практику. После пройденного материала ребенку предлагается разместить информацию о себе, своей семье, традициях и культуре своего народа. При этом он может не только написать то, что от него требуется, но и нарисовать или даже наклеить фотографии. Например, в разделе «Моя семья» герои книги-альбома рассказывают, как принято называть членов семьи на их родном языке. После чего предлагается составить рассказ и генеалогическое древо своей семьи.
Также в книге-альбоме есть практические задания, которые предполагают совместную работу младших школьников со взрослыми: родителями или старшими братьями (сестрами). Например, познакомившись с разделами материала «Национальная кухня», ребята могут приготовить традиционные русские, хакасские и тувинские блюда по рецептам, которые представлены в издании. К примеру, русское блюдо – шаньги с картофелем, тувинское «Хуужур» и хакасское «Потхы».
– Чему еще с помощью книги школьники смогут научиться?
– Используя книгу-альбом семейных ценностей, ребята могут узнать много нового и интересного о традициях и обычаях народов Енисейской Сибири. Более того, выполняя различные практические задания, дети развивают воображение, мышление, память, повышается эффективность обучения. Комплект представленных материалов позволяет и ребенку, и родителю получать новый опыт взаимодействия и сотрудничества при работе с изданием, и изучать материал не только с помощью слов, но и посредством изобразительных образов.
Такое учебное пособие может быть использовано в общеобразовательных школах и учреждениях допобразования, расположенных на территории республики. Также его целесообразно применять и в образовательных учреждениях юга Красноярского края и Тывы.
Необычная книга-альбом может быть использована педагогами в рамках внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста, а также при организации сотрудничества школы и семьи по проблемам семейного воспитания в поликультурной среде в Хакасии, Тыве и юге Красноярского края. Еще одной заинтересованной стороной являются родители младших школьников, которые могут использовать книгу-альбом со своими детьми для самостоятельного изучения теоретического материала и закрепления полученных знаний.
Ирина Гусева