По информации источников «Пульса Хакасии», правительство Валентина Коновалова решило опробовать интересную схему лоббирования интересов отдельных угольных компаний. В Минэнерго РФ высылаются депеши и эмиссары примерно со следующим посылом: надо ограничить вывоз угля из республики разрезу «Аршановский», а увеличить за счет этого квоту на вывоз разрезу «Майрыхский».

При этом в качестве обоснования утверждается, что Майрыхский платит больше налогов, чем остальные. Это выглядит как неприкрытое лобби, которым обязана заинтересоваться ФАС в связи с нарушением конкурентных условий. К тому же сейчас никто не возьмется сказать, какой ущерб здоровью жителей Хакасии наносят майрыхские «драконы» и сколько он стоит в денежном выражении. Поэтому сейчас мы разберем то, что измерить можно – налоги в угольном секторе.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ обязанность каждого платить законно установленные налоги конкретизируется в нормах налогового законодательства.

Законодатель в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации сформулировал понятие налога и его основные принципы, указав: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

«Безвозмездность налога» означает взимание государством налога без предоставления имущественного эквивалента.

В случае, если в зависимости от суммы уплаченного налога предприятию предоставляется право на определенный объем отгрузки, то такой платеж в силу ст. 8 НК РФ налогом не является.

Налоги не предназначены для создания условий встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения, они поступают в бюджет безвозмездно и безвозвратно.

Условие о «распределении объема отгрузки между угледобывающими предприятиями» в зависимости от уплаты регионального налога является недопустимым.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, исполнение обязательств перед другими лицами являются разновидностями незаконного оказания услуг имущественного характера, которые могут составлять объективную сторону взятки.

Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» указано, что незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п. являются признаками объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями, а именно выгодами имущественного характера, не связанными с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

С учетом позиции Пленума Верховного суда РФ создание благоприятных условий, равно как и неблагоприятных, а также вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятия путем регулирования возможности отгрузки реализуемой продукции нарушает нормы действующего законодательства.

Показатели выручки и налога на прибыль не являются индикаторами финансово-хозяйственной деятельности.

Для объективной оценки деятельности хозяйствующих субъектов введено понятие «общая налоговая нагрузка».

Налоговая нагрузка ООО «УК «Разрез Майрыхский» (ИНН 1901116203) составила:

Налоговая нагрузка ООО «Разрез Кирбинский» (ИНН 1901116323) составила:

Налоговая нагрузка ООО «УК «Разрез Степной» (1903021363) составила:

Налоговая нагрузка ООО «Разрез Аршановский» (ИНН 1901104455) составила:

В публичном доступе опубликованы официальные показатели налоговой нагрузки, анализ которых показывает, что ООО «УК «Разрез Майрыхский» с высоким показателем налога на прибыль имеет самую низкую общую налоговую нагрузку среди угледобывающих предприятий региона.

Наглядным примером является ситуация, связанная с реализацией угольной продукции на экспорт (DAP, FOB, CPT). Фактически налог на прибыль уплачивается в бюджет РХ якобы в значительных размерах, при этом сумма налога на добавленную стоимость возмещается (возвращается) экспортером из бюджета РФ.

Так, по опубликованной ООО «УК «Разрез Майрыхский» информации, налог на прибыль за 3,5 года (2018 г., 2019 г., 2020 г., 6 месяцев 2021 г.) составил 2 млрд 523 млн руб.

За 3,5 года (2018 г., 2019 г., 2020 г., 6 месяцев 2021 г.) ООО «УК «Разрез Майрыхский» получил (возместил) НДС из бюджета – 3 млрд 095 млн 612 тыс. руб.!

Разница между уплаченным ООО «УК «Разрез Майрыхский» налогом на прибыль и возмещенным налогом на добавленную стоимость составила минус 572 млн 19 тыс. руб.! Сумма возврата НДС (3,095 млрд руб.) из бюджета превысила сумму уплаченного налога на прибыль (2,523 млрд руб.) на 22%.

На основании ст.56 Бюджетного Кодекса РФ бюджет субъекта формируется не только за счет налога на прибыль.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций – по нормативу 100 процентов;
  • транспортного налога – по нормативу 100 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от 47 федеральных налогов и сборов, предусмотренных ч. 2 ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ.

На основании ст. 274 НК РФ налоговой базой для налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса. Налог на прибыль не определяется из расчета «на 1 тонну отгруженного угля».

Взаимосвязь между количеством добытого угля и ставкой налога имеется в налоге на добычу полезных ископаемых, большая доля которого направляется в регион субъекта.

Пользуясь льготой по НДПИ, ООО «УК «Разрез Майрыхский» при большем уровне добычи уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (70,76 млн руб. за 4,8 млн т) в 2,2 раза меньше, чем ООО «Разрез Аршановский» (157,463 млн руб. за 4,5 млн т), использующее общую систему налогообложения.

Как показывают цифры, правительство Коновалова либо не умеет считать налоги, либо откровенно лоббирует интересы «Майрыхского», пытаясь этими цифрами манипулировать. А это уже вопрос, которым должны заниматься соответствующие органы.

Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Николаевна Николаевна
2 лет назад

Правительство Коновалова может врать,жульничать и уничтожать народ

Андрей С
Reply to  Николаевна Николаевна
2 лет назад

ну и нехило себя любимых обеспечивать

Вадим
2 лет назад

Автор в курсе, что Федеральная налоговая служба, а налоги в России собирает
только она, подчиняется только Москве?

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Вадим
2 лет назад

вот бы ещё до правительства Коновалова доходила простая истина, что выдумывать новые налоговые формулы – это бред