Быть чиновником в России не только престижно, но еще и небезопасно, потому что за свои действия порой приходится отвечать. Речь о случаях, когда должностных лиц ловят на нарушении закона. Так произошло в Хакасии, где осудили экс-министра здравоохранения Владимира Костюша.
Владимир Костюш известен как высококвалифицированный профессионал, всю жизнь проработавший в сфере здравоохранения. Он долгое время руководил республиканской больницей им. Г.Я. Ремишевской, а когда стал министром здравоохранения, это событие многие восприняли как должное, потому что человек оказался на своем месте. Было это в 2017 году, во времена руководства Хакасией Виктором Зиминым. После того как в республике сменился губернатор, Владимир Костюш со своего поста не ушел, продолжив работать в новом составе кабинета министров.
Именно Костюш стоял во главе республиканского Минздрава, когда Хакасия столкнулась с неизвестной до этого проблемой распространения коронавируса весной 2020 года. Тогда многие не понимали, что и как делать, были в недоумении. Сложностей возникало более чем достаточно и тому, как все было сделано, еще предстоит дать оценку, но стоит отметить, что Владимир Костюш с первых дней заявлял, что рецепты борьбы с инфекцией просты: это профилактика и формирование коллективного иммунитета. Собственно это то, что делается сегодня. Костюш профессионал и знал, что говорит.
Но теперь на его репутации появился неизгладимый след. Он осужден на 3,5 года, пусть даже условно, но в любом случае это судимость. А получилось все до банальности просто. В декабре 2019 года Владимир Костюш принял решение отправить вертолет санитарной авиации за своим коллегой, министром сельского хозяйства Сергеем Труфановым, который попал в ДТП в Кемеровской области. Чтобы чиновник долетел, до Абакана из бюджета было израсходовано 900 000 рублей (такая сумма ущерба значится в судебном решении).
Случись подобное в былые времена, вероятно, об этом никто бы и не узнал. Но перелеты с использованием санитарной авиации произошли, когда республикой уже управлял Валентин Коновалов, который испытывает пристальное внимание к своей персоне. Информация о произошедшем стала известна на всю страну, было проведено расследование и дело дошло до суда, по решению которого ответственность понесли министр и его первый заместитель – Владимир Костюш и Александр Стреленко.
Сам по себе случай, на первый взгляд, не является чем то исключительным. Министр Труфанов действительно попал в ДТП, и ему действительно требовалась помощь, которую оказали за счет государства.Так бывает часто, но то, что за этим последовало, дорогого стоит. Возможно, что этот судебный процесс станет уроком тем, кто путает государственный карман со своим.
Это уже вошло в разряд обычного, что чиновники, у которых и так не самая плохая заработная плата, пользуются множеством различных бонусов, в том числе гостранспортом, причем машины себе выбирают далеко не самые бюджетные. Понятно, когда речь идет о президенте или губернаторе. Но когда чиновник средней руки, например, уровня руководителя отдела в районной администрации ездит на работу и домой с личным водителем, то возникает вопрос: а насколько вообще это уместно? Его односельчане, например, спокойненько добираются до места службы своим ходом или вызывают такси (это делают и продавцы в магазинах и библиотекари), но местный начальник с заработной платой в три раза больше, чем у того же продавца, почему-то катается на персональном автомобиле. Платит за это государство, то есть бюджет, то есть налогоплательщики.
История с вызовом вертолета санавиации – примерно про это же. Такие воздушные суда работают в исключительных случаях, когда жизни угрожает опасность, но ситуация с Труфановым, не такая. Судебное решение стало свидетельством тому, что он спокойно мог добраться до больницы на карете скорой помощи, а не лететь за государственный счет за сотни километров в Абакан, но случай не «замяли», а предали огласке. Ответить за это пришлось тому, кто решил «порадеть за родного человечка».
Заслуги Владимира Костюша никто не списывает со счетов, но когда чиновники принимают подобного рода решения, они должны понимать, что неминуемо последует ответственность. То, что такие дела и такие судебные решения есть, само по себе уже положительно. Значит, не все так плохо в Государстве Российском, и оно пусть медленно, но все-таки движется в верном направлении.
Александр Соловец