Чем ближе к новогодним праздникам, тем меньше становится событий в мире политики и тем больше подводится статистических итогов. На слух, конечно, лучше воспринимается позитивная информация, но жизнь такова, что преподносит не самые лучшие новости. Сегодня такие пришли из Красноярскстата.
Специалисты проанализировали статистику рождаемости и смертности за последние 10 месяцев в регионах Енисейской Сибири и пришли в к выводу, что лучше всего ситуация в Тыве, где растет рождаемость, и хуже всего в Красноярском крае и Хакасии, где увеличивается смертность. С января по ноябрь текущего года нас (жителей Хакасии) стало меньше на 2241 человек. Много это или мало, можно понять сравнив число тех, кто в этом году родился, и тех кто ушел в мир иной.
Итак, в республике на свет появилось 4399 малышей, а умерло 6640 человек, что для региона в котором проживает всего порядка 500 000 человек, довольно много. Причем, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, смертность в Хакасии выросла на 17%. К слову, в соседнем Красноярском крае показатели еще хуже – 21%. А вот в Туве смертность осталась на том же уровне, что и была, но при этом рождаемость увеличилась на 2,4%.
За сухими цифрами статистики скрывается живое течение жизни. То, что нас катастрофически становится меньше, видно по растущим кладбищам и по большому числу недобрых вестей, которые приходят в наши дома. Причины этому называются самые разные, от ситуации в сфере здравоохранения, до социально-экономических проблем, отражающихся на уровне рождаемости. Но, пожалуй, главная заключается в том, что многие стали меньше ценить жизнь, не потому что она стала хуже, а напротив, потому что жить стало проще.
Сегодня человеку, чтобы выжить и прокормить семью, не надо подвергать себя опасности, бросаться грудью на вражеские амбразуры. Все гораздо прозаичнее. При этом, как и раньше, на нас всех веет ветерком из могилы, и к сожалению, если ранее этот ветерок мог вызвать только простуду, то сегодня он приводит к летальным исходам.
Из этой же истории – снижение рождаемости. В Тыве, где во многом продолжают жить архаично, рождаемость растет, а вот в Хакасии и Красноярском крае наоборот. Так что уровень экономического развития и благосостояния может влиять на эти процессы, но вовсе не играет ключевую, а тем более позитивную роль.
Что об этом говорят политики республиканского уровня? По сути ничего. Есть цифры социально-экономических показателей, есть статистика, есть слова о сбережении «человеческого капитала», но где реальные действия? В республиканском кабмине сегодня рисуют радужные картины пополнения бюджета Хакасии, приводят расчеты, что цена на уголь будет высокой, а значит и жизнь в регионе станет лучше, но что это даст конкретному человеку?
Такие размышления в стройную картину макроэкономических выкладок как правило не входят. Но именно они должны стать определяющими, потому что когда смертность растет рекордными темпами, самым главным становится вопрос о том, как с этим бороться.
Однако не было еще специально собранных совещаний или правительственного часа в Верховном Совете, где бы задались конкретной целью понять, что в Хакасии сделать, чтобы умирало меньше, а рождалось больше. И сделать не столько в расчете кому и сколько дать финансов (это все про деньги, а не про жизнь и смерть), а что изменить в ментальном плане, чтобы Хакасия действительно была местом силы, местом, где хочется жить, растить детей и внуков.
Александр Соловец
Да о людях в Хакасии вообще забыли, властям совершенно фиолетово, как люди живут. А уж на счёт демографии вообще печально. В разных регионах поощряют рождаемость. Помогают детям. В Москве каждой роженице разово выдают на сумму в 20 тысяч приданое для малыша или деньги. Конечно, мы не Москва — но в Хакасии этому в принципе не уделяется внимания . Зачем о людях думать?