Боградский районный суд Республики Хакасия в пятницу, 3 декабря, опубликовал решение в окончательной форме по вопросу досрочной отставки главы Ширинского района Сергея Зайцева. Суд состоялся 24 ноября.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 24 ноября 2021 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,
при секретаре Беляевой Н.П.,
с участием:
представителя административного истца ст. помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,
административного ответчика Зайцева С.Н.,
представителей административного ответчика Двигуна П.С., Селезневой А.А.,
представителя административного соответчика Рыбаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Ширинский район Зайцеву С.Н., Совету депутатов муниципального образования Ширинский район о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ширинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать главу муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. прекратившим полномочия главы муниципального образования Ширинский район.
Административные исковые требования мотивированны тем, что 14 августа 2019 года прокурором Ширинского района председателю Совета депутатов муниципального образования Ширинский район было направлено письмо о рассмотрении вопроса и принятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. в связи с вступлением 25 июля 2019 года в законную силу постановленного в отношении Зайцева С.Н. обвинительного приговора Черногорского городского суда от 22 апреля 2019 года, которым Зайцев С.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ, от назначенного наказания освобожден вследствие акта об амнистии со снятием судимости.
Указывает, что по административному иску прокурора решением Боградского районного суда от 02 марта 2020 года решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27 сентября 2019 года № 113 «О рассмотрении вопроса досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Ширинский район», которым отказано в досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., было признано незаконным, на Совет депутатов муниципального образования Ширинский район возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения сообщения прокурора Ширинского района от 14 августа 2019 года в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования Ширинский район.
Отмечает, что кроме того, приговором Черногорского городского суда от 28 января 2020 года Зайцев С.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 144 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы условно.
Приводя положения ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район, административный истец считает, что факт вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении Зайцева С.Н. является установленным законом основанием для досрочного прекращения им полномочий главы муниципального образования Ширинский район.
Обращает внимание, что в период с 22 июля 2020 года по 19 февраля 2021 года решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы откладывалось в связи с нахождением его в очередных отпусках и временной нетрудоспособностью.
Указывает, что 10 февраля 2021 года прокуратурой района председателю Совета депутатов муниципального образования направлена информация о необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район в связи с вступлением в отношении его в законную силу двух обвинительных приговоров от 22 апреля 2019 года и от 28 января 2020 года. Однако 19 февраля 2021 года на сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район была рассмотрена информация прокурора Ширинского района от 14 августа 2019 года о досрочном прекращении полномочий главы, и принято решение об отказе, мотивированное тем, что главу района выбрал народ и депутаты волю народа отменить не могут.
Административный истец считает, что приняв вышеуказанное решение, Совет депутатов муниципального образования Ширинский район фактически преодолел решение Боградского районного суда от 02 марта 2020 года.
По мнению административного истца, непринятие Советом депутатов муниципального образования Ширинский район мер к досрочному прекращению полномочий главы муниципального образования Ширинский район нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные и иные органы. Приводя суждения о том, что более полутора лет нарушается право неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Ширинский район на осуществление местного самоуправления, реализацию принципа законности, полагает, что решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
Определением суда от 17 августа 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Совет депутатов муниципального образования Ширинский район (далее также – Совет депутатов, представительный орган местного самоуправления).
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, настаивала на удовлетворении, просила досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., решение обратить к немедленному исполнению.
Административный ответчик глава муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н. полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика – адвокат Двигун П.С. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Полагал, что прокурором Ширинского района избран неверный способ защиты нарушенного права. Ссылаясь на то, что в соответствии с уставом прекращение полномочий главы муниципального образования относится к компетенции представительного органа, а у главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. отсутствует обязанность по прекращению своих полномочий, в этой связи считал, что Зайцев С.Н. является ненадлежащим ответчиком.
Считал, что прокурором пропущен срок для обращения с административным иском об оспаривании действий главы муниципального образования Зайцева С.Н. и прекращении его полномочий, поскольку о состоявшемся приговоре суда прокурору было известно на протяжении более полутора лет.
Ссылаясь на законодательно закрепленную независимость органов местного самоуправления, полагал, что судом не могут быть разрешены требования о прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район, поскольку разрешение данного вопроса отнесено к компетенции Совета депутатов муниципального образования Ширинский район. При этом обращал внимание, что в состоявшихся ранее судебных актах суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, признав решение Совета депутатов незаконным, пришли к выводу о невозможности понудить Совет депутатов муниципального образования принять то или иное решение, подменяя установленный законом порядок. Отмечая, что поскольку принятое при повторном рассмотрении вопроса о прекращении полномочий решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 19 февраля 2021 года не оспорено, незаконным не признано, при таких обстоятельствах, по мнению представителя, прекращение судом полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. будет противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству.
Представитель административного ответчика Селезнева А.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, полагая, что глава муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н. является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку решение о прекращении полномочий главы в соответствии с Уставом муниципального образования Ширинский район вправе принимать только Совет депутатов муниципального образования Ширинский район.
Считала, что информационное письмо прокуратура не является достаточным основанием для принятия Советом депутатов решения о прекращении полномочий главы при отсутствии подтверждающих документов, в этой связи полагала, что Советом депутатов 19 февраля 2021 года принято законное и обоснованное решение.
Обращала внимание, что ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», ни Устав муниципального образования не предусматривают обязанности лица, занимающего должность главы муниципального образования, самому инициировать досрочное прекращение собственных полномочий в случае вступления в законную силу обвинительного приговора, и не предполагают указанные нормы и необходимости обращения главы муниципального образования с заявлением о прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию, поскольку такое заявление представляет собой альтернативное вышеуказанному основанию прекращения полномочий, связанное с добровольным волеизъявлением лица, на что указано в апелляционном постановлении Верховного Суда Республики Хакасия от 19 августа 2021 года по делу № 22-1104/2021.
Отмечала, что утверждения прокурора Ширинского района о том, что вследствие бездействия Зайцева С.Н. нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, являются субъективным мнением прокурора и какими-либо доказательствами не подтверждены.
Представитель административного соответчика Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Рыбакова С.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно административных исковых требований. Отмечала, что на сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район 27 сентября 2019 года был рассмотрен инициированный прокурором Ширинского района вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район, были изучены приговор Черногорского городского суда от 22 апреля 2019 года, апелляционное представление государственного обвинителя, апелляционное постановление Верховного Суда Республики Хакасия от 25 июля 2019 года. По результатам изучения представленных документов Совет депутатов муниципального образования Ширинский район решил отклонить предложение прокуратуры Ширинского района о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., поскольку приговором суда дополнительное наказание Зайцеву С.Н. в виде лишения права занимать определенные должности, не было назначено.
Обращала внимание, что Боградский районный суд в решении от 02 марта 2020 года по делу № 2а-70/2020 отказал в удовлетворении требований прокурора Ширинского района об обязании Совета депутатов муниципального образования Ширинский район признать Зайцева С.Н. утратившим полномочия главы муниципального образования Ширинский район.
Указывала, что в остальной части решение Боградского районного суда от 02 марта 2020 года по делу № 2а-70/2020 было исполнено Советом депутатов муниципального образования Ширинский район в полном объеме, а именно: решением Совета депутатов от 22 июля 2020 года № 153 ранее принятое решение Совета депутатов от 27 сентября 2019 года отменено, о чем Совет депутатов уведомил суд и прокурора; решение Боградского районного суда от 02 марта 2020 года было опубликовано в газете «Ширинский вестник»; 19 февраля 2021 года на сессии Совета депутатов сообщение прокурора рассмотрено и вынесено решение № 191. В этой связи полагала, что бездействия со стороны Совета депутатов муниципального образования Ширинский район не имеется.
Указывала, что 10 февраля 2021 года прокурором Ширинского района на имя председателя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район направлена информация о необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район в связи вступлением в отношении его в законную силу двух обвинительных приговоров суда – приговора Черногорского городского суда от 22 апреля 2019 года по ч.3 ст. 293 УК РФ и приговора Черногорского городского суда от 28 января 2020 года по ч. 3 ст. 144 УК РФ, однако приговор Черногорского суда от 28 января 2020 года в отношении Зайцева С.Н. Совету депутатов муниципального образования Ширинский район до настоящего времени не был представлен, в этой связи представительный орган не мог объективно рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н.
Отмечала, что 19 февраля 2021 года Советом депутатов муниципального образования Ширинский район было вновь рассмотрено сообщение прокурора Ширинского района от 14 августа 2019 года № 1-547в-2019 и принято решение № 191, которым предложение прокурора Ширинского района о вынесении Советом депутатов муниципального образования Ширинский район решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район было отклонено.
Обращала внимание, что решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 19 февраля 2021 года № 191 в установленном законом порядке, в трехмесячный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не обжаловано, а потому полагала не соответствующими действительности доводы прокурора о незаконности бездействия административного ответчика, считая, что со стороны Совета депутатов муниципального образования Ширинский район были выполнены все действия по рассмотрению данного вопроса в рамках ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район.
Ссылаясь на то, что никто не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение и уже имеется вступившее в законную силу решение суда между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, просила производство по административному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, поскольку прокурором Ширинского района вновь заявлены административные исковые требования о признании главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. прекратившим полномочия главы, в то время как указанные основания являлись предметом рассмотрения в рамках административного дела № 2а-70/2020 и по ним принято решение от 02 марта 2020 года.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Нормами ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Воспользовавшись предоставленным правом, прокурор Ширинского района обратился с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, – жителей муниципального образования Ширинский район.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Федеральный закон от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1, ст. 70-72).
Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования является досрочное прекращение его полномочий.
В силу требований п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Данная норма является императивной.
Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Ширинский район предусмотрены в п. 7 ч. 1 ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 09 июля 2012 года № 37 (т. 1 л.д. 159-179).
Положениями ч. 2 ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район закреплено, что решение о досрочном прекращении полномочий главы района, в том числе в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4-8, 10, 12, 14 части Федерального закона № 131-ФЗ, принимается Советом депутатов и оформляется решением, в котором указывается дата прекращения полномочий, определенная моментом наступления одного из перечисленных выше оснований. В решении Совета депутатов указываются и иные вопросы, связанные с прекращением полномочий главы поселения.
Решение о досрочном прекращении полномочий должно быть принято в течение 14 дней после установления основания, влекущего прекращение полномочий.
Информация о досрочном прекращении полномочий главы поселения подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) (абз. 2, 4 ч. 2 ст. 27 Устава муниципального образования Ширинский район).
Таким образом, вышеприведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что основанием для прекращения полномочий главы местного самоуправления является вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, вне зависимости от меры и вида наказания, а также погашения, снятия судимости и проведения процедур отстранения указанного должностного лица от исполнения служебных обязанностей каким-либо органом или уполномоченным лицом.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15 апреля 2008 года № 285-О-О указал, что досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в случае вступления в законную силу в отношении них обвинительного приговора суда, является мерой публично-правовой ответственности, которая применяется на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в порядке, определенном уставом муниципального образования (п. 6 ч. 6 ст. 36).
Решение уполномоченного органа (по общему правилу – представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям. В то же время досрочное прекращение полномочий депутата или иного выборного должностного лица по рассматриваемому основанию не затрагивает его конституционный статус как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.
Как установлено судом из материалов дела, Зайцев С.Н. является главой муниципального образования Ширинский район, о чем свидетельствует постановление территориальной избирательной комиссии Ширинского района от 15 сентября 2017 года (номер) (т. 1 л.д. 180).
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования Ширинский район, глава района является высшим должностным лицом муниципального образования Ширинский район (т. 1 л.д. 159-179).
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Боградским районным судом Республики Хакасия 02 марта 2020 года рассмотрено административное дело № 2а-70/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Ширинский район о признании незаконным решения от 27 сентября 2019 года «О рассмотрении досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Ширинский район».
Глава муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н. был привлечен к участию в вышеназванном административном деле в качестве заинтересованного лица.
С учетом вышесказанного, решение Боградского районного от 02 марта 2020 года по административному делу № 2а-70/2020 имеет преюдициальное значение для данного административного дела, и установленные решением от 02 марта 2020 года обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Судебным решением Боградского районного суда от 02 марта 2020 года установлено, что вступившим 25 июля 2019 года в законную силу приговором Черногорского городского суда от 22 апреля 2019 года Зайцев С.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ), ему назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
На основании ч. 2 ст. 84 УК РФ, п. 3 Постановления Государственной Думы № 6576-6 ГД от 24 апреля 2015 года «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Зайцев С.Н. освобожден от назначенного наказания со снятием судимости.
14 августа 2019 года прокурором Ширинского района в адрес Совета депутатов Ширинского района направлено сообщение (номер) с предложением в установленный срок рассмотреть вопрос о назначении внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район с включением в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н.
Советом депутатов муниципального образования Ширинский район по результатам рассмотрения вышеуказанного сообщения прокурора 27 сентября 2019 года принято решение № 113 «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район», которым отказано в досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., со ссылкой на то, что приговором суда от 22 апреля 2019 года Зайцеву С.Н. дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 293 УК РФ, не назначено.
Решением Боградского районного суда от 02 марта 2020 года исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворены частично, решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия от 27 сентября 2019 года № 113 «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район» признано незаконным и отменено.
При этом суд обязал Совет депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия устранить допущенные нарушения путем рассмотрения сообщения прокурора Ширинского района Республики Хакасия от 14 августа 2019 года (номер) в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия. Решение вступило в законную силу 09 июля 2020 года (т. 2 л д. 72-78).
В силу предписаний, закрепленных в ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район № 154 от 22 июля 2020 года «О рассмотрении сообщения прокурора Ширинского района от 14.08.2019 (номер)», данный представительный орган решил вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район рассмотреть после очередного отпуска главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. (т. 2 л.д. 135).
Вопреки доводам представителя административного соответчика Рыбаковой С.В., решение Боградского районного суда от 02 марта 2020 года Советом депутатов муниципального образования Ширинский район в полном объеме не исполнено. Указанным решением от 02 марта 2020 года суд отменил решение Совета депутатов и обязал административного ответчика в целях устранения допущенных нарушений не формально рассмотреть сообщение прокурора от 14.08.2019, а рассмотреть его в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава муниципального образования, однако данное требование суда представительным органом местного самоуправления оставлено без внимания. Принятое Советом депутатов решение от 19 февраля 2021 года № 191 «О рассмотрении сообщения прокурора Ширинского района от 14.08.2019 (номер)», которым отклонено предложение прокурора, не может расцениваться в качестве исполнения требований вступившего в законную силу судебного акта, поскольку суд в решении от 02 марта 2020 года подробно указал на допущенные Советом депутатов нарушения норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава муниципального образования Ширинский район, вместе с тем, данные разъяснения суда Советом депутатов муниципального образования Ширинский район проигнорированы.
Ссылки представителя административного соответчика Рыбаковой С.В. на исполнение Советом депутатов решения суда от 02 марта 2020 года путем отмены решения Совета депутатов от 27 сентября 2019 года суд отвергает, поскольку вышеуказанным судебным актом от 02 марта 2020 года данное решение представительного органа было уже отменено.
Кроме того, приговором Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2020 года Зайцев С.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 144 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 2 года (т. 2 л.д. 29-42).
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 19 мая 2020 года приговор Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2020 года оставлен без изменения. (т. 2 л.д. 43-65).
Таким образом, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 390 УПК РФ приговор Черногорского городского суда от 28 января 2020 года в отношении Зайцева С.Н. вступил в законную силу 19 мая 2020 года. Постановлением Черногорского городского суда от 17 июня 2021 года условное осуждение в отношении Зайцева С.Н. отменено со снятием судимости (т. 2 л.д. 103-104, 105-109).
Как следует из представленных документов, глава муниципального образования Ширинский район Зайцев С.Н. в период с 16 июля 2020 года по 16 февраля 2021 года находился в отпуске (т. 2 л.д. 94-100).
10 февраля 2021 года прокурором Ширинского района в адрес председателя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район направлено сообщение (номер), в котором прокурор района, ссылаясь на то, что решение Боградского районного суда от 02 марта 2020 года, которым удовлетворены административные исковые требования прокурора, вступило в законную силу, а в период с 22 июля 2020 года решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. откладывалось в связи с нахождением его в отпуске, предложил включить в повестку дня очередной сессии Совета депутатов муниципального образования Ширинский район вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район. Также в своем сообщении прокурор обратил внимание председателя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район на то, что Зайцев С.Н. вступившим в законную силу приговором Черногорского городского суда от 28 января 2020 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 144 УК РФ, что является основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (т. 1 л.д. 181-182).
Вместе с тем, несмотря на наличие двух вступивших в законную силу обвинительных приговоров в отношении главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., Советом депутатов муниципального образования Ширинский район 19 февраля 2021 года принято решение № 191 «О рассмотрении сообщения прокурора Ширинского района от 14.08.2019 (номер)», которым отклонено предложение прокурора Ширинского района о вынесении Советом депутатов муниципального образования Ширинской район решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. (т. 1 л.д. 183, 184-187).
Таким образом, при наличии безусловных оснований для прекращения полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., Совет депутатов муниципального образования Ширинский район своими решениями от 27 сентября 2019 года № 113 и от 19 февраля 2021 года № 191 фактически исключил возможность наступления для главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. ответственности, предусмотренной п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в виде досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, тем самым нарушив права неопределенного круга лиц, а именно жителей Ширинского района на осуществление народом своей власти, на решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом принципа законности, на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, определяемых ст. 1, 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законодатель в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрел самостоятельный вид публично-правовой ответственности главы муниципального образования в виде досрочного прекращения полномочий в случае вступления в законную силу постановленного обвинительного приговора. При этом данный вид ответственности не связан каким-либо образом с уголовно-правовой ответственностью, с наличием либо отсутствием судимости, поскольку в силу требований п. 6 ч. 6 ст. 36 указанного Федерального закона сам факт вступления в законную силу обвинительного приговора является основанием для прекращения полномочий.
Суд отвергает, как несостоятельные, возражения представителей административного ответчика Селезневой А.А., административного соответчика Рыбаковой С.В., ссылающихся на то, что прокурором к сообщению о необходимости рассмотрения вопроса о прекращении полномочий главы муниципального образования, направленному 10 февраля 2021 года в адрес Совета депутатов, не была приобщена копия приговора Черногорского городского суда от 28 января 2020 года в отношении Зайцева С.Н., поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ и положения Устава муниципального образования Ширинский район связывают наступление публично-правовой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий главы органа местного самоуправления с вступлением в законную силу обвинительного приговора, постановленного в отношении его, а не с каким-либо иным моментом. При этом соответствующая информация о вступлении в силу в отношении Зайцева С.Н. обвинительного приговора от 28 января 2020 года была доведена до Совета депутатов, в случае необходимости представительный орган имел возможность истребовать необходимые документы.
Несмотря на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ и Устав муниципального образования «Ширинский район» не предусматривают обязанности лица, занимающего должность главы муниципального образования, инициировать досрочное прекращение собственных полномочий в случае вступления в законную силу, постановленного в отношении его приговора суда, вместе с тем, доводы представителей административного ответчика о том, что глава муниципального образования Зайцев С.Н. является ненадлежащим административным ответчиком по делу, не могут быть признаны состоятельными, как основанные на ошибочном толковании положений действующего нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Как следует из положений ч. 4 ст. 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Положениями п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ закреплено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.
Из норм ч. 2 ст. 124 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений
Поскольку в отношении Зайцева С.Н. вступили в силу обвинительные приговоры, и осуществление им полномочий главы муниципального образования противоречит закону, а Советом депутатов муниципального образования Ширинский район, несмотря на предусмотренные законом основания, разрешение вопроса о прекращении полномочий главы муниципального образования Зайцева С.Н. отклонялось, то устранение указанного нарушения возможно только вынесением решения суда о прекращении полномочий главы муниципального образования. При таких обстоятельствах обращение прокурора в суд с данным административным исковым заявлением и принятие судом решения в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ не может расцениваться в качестве нарушения процедуры разрешения данного вопроса. Ввиду того, что рассматриваемым административным иском непосредственно затрагиваются права Зайцева С.Н., как главы муниципального образования Ширинский район, в этой связи он привлекается к участию в деле в качестве административного ответчика.
С учетом вышеизложенного ссылки представителей административного ответчика на то, что прокурор не оспаривал решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 19 февраля 2021 года, выводов о необоснованности заявленных административных исковых требований не влекут.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ).
Поскольку требования прокурора о прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н. являются следствием незаконности бездействий Совета депутатов муниципального образования Ширинский район по разрешению в установленном законом порядке вопроса о прекращении полномочий главы органа местного самоуправления при наличии обвинительного приговора в отношении его, бездействие административного ответчика является длящимся.
С учетом изложенного, срок обращения в суд с административным исковым заявлением прокурором Ширинского района не пропущен.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Вопреки доводам представителя соответчика, принимая во внимание, что при рассмотрении административного дела № 2а-70/2020 глава муниципального образования Зайцев С.Н. не принимал участия в качестве стороны по делу, а являлся заинтересованным лицом, более того, учитывая, что основания и предмет административных исковых требований по ранее рассмотренному делу не тождественны настоящему административному иску, оснований для прекращения производства по делу, установленных п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, не имеется, а потому ходатайство представителя административного соответчика Совета депутатов Рыбаковой С.В. о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заявленные прокурором административные требования о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район Зайцева С.Н., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Нормами ст. 187 КАС РФ закреплено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Как следует из содержания ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Вместе с тем административным истцом не приведено доказательств того, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, а равно не приведено доводов относительно наличия таких обстоятельств.
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание отсутствие по данному делу предусмотренных КАС РФ оснований, а также особых обстоятельств, которые могут повлечь нанесение значительного ущерба публичным и частным интересам при замедлении исполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
При этом в соответствии с положениями ст. 187 КАС РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения требований прокурора – немедленно после вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства представителя ответчика Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Рыбаковой С.В. о прекращении производства по данному административному делу, отказать.
Административные исковые требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Ширинский район Зайцеву С.Н., Совету депутатов муниципального образования Ширинский район о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Ширинский район, удовлетворить.
Прекратить полномочия главы муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия Зайцева С.Н. досрочно, в связи с вступлением в отношении его в законную силу приговоров Черногорского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2019 года и 28 января 2020 года, немедленно после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований прокурора Ширинского района Республики Хакасия об обращении решения к немедленному исполнению, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2021 года.
Председательствующий И.Н. Норсеева
Читайте также:
Досрочно прекращены полномочия главы Ширинского района Сергея Зайцева
другой уже покинул свой пост, и остался человеком, а этот все бьется за кресло видимо еще есть, что тащить