Госдума планирует внести поправки ко второму чтению законопроекта «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» об увеличении бюджета с 10 млрд рублей до 20 млрд руб. на предоставление жилья детям-сиротам, пишет во вторник газета «Известия» со ссылкой на зампредседателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Николая Алексеенко.
«Прорабатывается вопрос внесения поправки ко второму чтению законопроекта „О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов“ об увеличении вдвое ежегодного бюджета на предоставление жилья детям-сиротам — с 10 млрд рублей до 20 млрд рублей», — сообщил Алексеенко газете.
Увеличение объема субсидии до 20 млрд рублей позволит дополнительно обеспечить жильем порядка 5,4 тыс. детей-сирот в год, сообщили изданию в Счетной палате. Там отметили, что с 2021 года размер субсидии из федерального бюджета на обеспечение детей-сирот жильем был увеличен с 7,7 млрд до 10 млрд рублей. С учетом средств из региональных бюджетов ежегодно на эти цели тратится более 30 млрд рублей. В настоящее время выделяемых средств недостаточно, отметили в Счетной палате. За прошлый год число не получивших квартиры очередников выросло на 8,5 тыс. человек, за семь месяцев 2021 года — на 6,6 тыс. человек. В августе 2021 года в очереди на получение жилья состояли 289,8 тыс. сирот, из них право возникло, но не было реализовано у 199,7 тыс. человек. Причинами сложившейся ситуации стали нехватка соответствующих нормам специализированного жилого фонда для детей-сирот помещений, а также недостаточность финансирования: в некоторых регионах потребность в средствах превышает выделяемые объемы, резюмировали в Счетной палате.
Комплексный подход
Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук заявил, что есть и трудности с планированием расходов — например, когда дети попадают в приют в 16 лет. Тогда за два года изыскать необходимый объем жилья не всегда возможно. Он предполагает, что увеличение федерального финансирования с 10 млрд до 20 млрд рублей ежегодно позволит сократить очередь примерно на 15-20 тыс. человек. Эксперт считает, что для решения задачи важен комплексный подход, при котором на федеральном уровне решают, сколько и где необходимо построить специального жилфонда, а также следят за его сохранностью и целевым использованием.
«Стоит учитывать и изменение Минстроем методики расчета нормативной стоимости квадратного метра. Действующая методика дает заниженные показатели, из-за этого регионам сложно найти на рынке квартиры по такой цене — разница составляет до 35-50%», — добавил Алексеенко. В середине августа Минстрой принял новую методику расчета стоимости жилья — исходя из средних рыночных цен. Возможности региональных властей по подбору подходящих квартир расширятся, поэтому для недопущения снижения эффектов от принимаемых мер нужно обеспечить повышение объемов финансирования, подчеркнул он.
В Минстрое на запрос «Известия» не ответили.