Публикация «Пульса Хакасии» выпущенная в этом месяце под заголовком «Андрей Тенишев для Хакасии: не чужой, не пришлый, не варяг, не перелётная птица», вызвала множество комментариев и рассуждений. Чтобы прояснить некоторые вопросы, наша редакция связалась с Андреем Петровичем и провела дистанционное интервью, которое предлагаем вашему вниманию.
– Общественность Хакасии говорит о планах Тенишева на губернаторство. Есть ли у самого Андрея Петровича такие планы?
– На сегодняшний день их нет. Но если общественность говорит, то нужно уважать общественное мнение и над этим стоит задуматься.
– Можно ли говорить о том, что Тенишев – альтернатива Соколу, о котором тоже говорят как о возможном будущем главе республики?
– Нет, я бы не стал так говорить. Это все из области политических фантазий. Мы с Сергеем Михайловичем знакомы лично – он политик федерального масштаба, с серьезным опытом государственной и хозяйственной работы. Я думаю, что нет смысла сейчас рассуждать о том, будем ли мы конкурентами или заключим политический картель (в отличие от экономических картелей он не запрещен), это точно преждевременно. При этом крайне важно понимать, что такое здоровая политическая конкуренция. В законе «О защите конкуренции» есть нормы, запрещающие недобросовестную конкуренцию. Это, например, распространение ложных или искаженных сведений о конкуренте или введение потребителя в заблуждение относительно свойств или цены товара. Прошу заметить, что законодатель, говоря об экономической конкуренции, использует морально-этические категории – добро и совесть. Хорошо было бы, чтобы такие правила действовали в политической конкуренции и избирательном законодательстве. Добросовестная политическая конкуренция это соревнование идей, взглядов, политических и экономических программ. Это совсем не то, что мы видим сейчас, – сбор компромата и поливание политических конкурентов грязью. Что от таких политических игрищ простым людям? И за заведомо невыполнимые обещания и введение избирателей в заблуждение тоже бы нужна ответственность – но никто из воров и коррупционеров в Хакасии не висит на столбах.
– Кого вы сами видите в качестве главы Хакасии в следующем году, если не конкретную персону, то какой образ главы?
– Я бы не стал говорить о персонах. Преждевременно это. Определять, кто будет главой Хакасии в соответствии с Конституцией должны Президент России и избиратели республики. Что совершенно точно – у нового главы республики должна быть внятная политическая и экономическая программа и, главное, достаточно сил, опыта и политического веса, чтобы ее выполнить. Партийная принадлежность совершенно неважна.
– Какие теневые процессы в экономике Хакасии происходят сегодня и на что следует обратить более пристальное внимание СМИ?
– Их много. Посмотрите, что с происходит с поступлением в республиканский бюджет налога на прибыль от угольных компаний. Снижение почти в 10 раз – с 1,9 млрд рублей в 2018 году до 200 млн в 2020-м (в 2019 году – 700 млн рублей). Объясняют это двукратным снижением мировых цен на уголь. При этом налоговые отчисления упали почти в 10 раз. В нынешнем году постоянно растет и добыча угля, и цены на него. Налоговые поступления, нужно отдать должное, выросли, но не так стремительно, как объемы добычи и цены. Странные закономерности.
И второе – все угольные компании, добывающие уголь в Хакасии, – вертикально интегрированные и зарегистрированы за пределами республики либо реализуют уголь конечному потребителю. Такая организация бизнеса дает возможность создавать центры прибыли за пределами республики и минимизировать налоговые платежи в местный бюджет – как видите, дело совсем не в ценах. Поэтому правительство республики должно вести работу с крупнейшими налогоплательщиками региона, создавать стимулы платить больше налогов на территории республики и муниципалитетов. Это задача регионального масштаба. Есть и общефедеральная повестка – нужна разумная децентрализация налоговой бюджетной системы. На местах должно оставаться больше налогов. Я об этом говорил всегда, еще когда был депутатом в Саяногорске и Верховном Совете Хакасии. Сейчас об этом говорит, например, Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Расходы бюджета, особенно на содержание государственного аппарата, надо сокращать и жить по средствам.
Лесную отрасль нужно демонополизировать и выводить из тени, внедрять биржевую торговлю лесом. Необходимо развивать собственное производство продуктов питания, ведь республика географически отделена от основных товарных рынков. Своей рыбой, например, Хакасия обеспечена на 40%. Остальное привозят из-за пределов республики – значит, есть куда расти. Усть-Абаканская птицефабрика производит достаточное количество (с учетом личных подворий) яиц, чтобы обеспечить все потребности населения республики. Но яйца в Хакасию завозят из Москвы и Новосибирска.
То же самое с зерном, мукой и мясом. Необходимо налаживать торговые связи с сибирскими регионами-донорами – такими как Алтайский край, Омская область. Они производят сельхозпродукции больше, чем могут потребить, и цены там довольно низкие. Необходимо поддерживать собственных производителей и местную торговлю, поскольку завозить продукты в республику дорого. Нужно изменить политику в отношении федеральных торговых сетей – для местных производителей и поставщиков не должно быть барьеров для входа на рынок. Пока этого не сделано, цены на продукты питания в республике будут расти опережающими темпами по сравнению с Россией и Сибирским федеральным округом.
В системе госзакупок также необходимо навести порядок. Сейчас Госкомзакуп и УФАС делают много для прозрачности проводимых торгов, но есть большая проблема, с которой они не в силах справиться – криминал на госзакупках.
– Год назад был забавный факт, который и хотелось бы пропустить, но все же спрошу. Есть у нас депутат Верховного Совета, имеющий неоднозначную оценку не только своей деятельности, но и здоровья. Речь об Олеге Иванове, который ещё и председатель бюджетного комитета. Он вас вызывал на дуэль. Как вы к этому относитесь?
– Мне показали этот видеоролик. Я оценил шутку. Олег Иванов – избранный депутат. За него проголосовали избиратели – жители Хакасии. Депутаты проголосовали за его избрание председателем комитета. Этот выбор нужно уважать. Что касается эпатажа, то ничего необычного нет – это болезнь роста. У нас и в Государственной Думе, бывало, депутаты дрались или в оранжевых пиджаках ходили. Мы, кстати, встречались с Олегом Альбертовичем, но личного вызова на дуэль не последовало.
– Как вы оцениваете общую политической культуры сейчас в стране в целом и перспективы молодых деятелей?
– В целом неплохо. Много что изменилось к лучшему с 1990-х и начала 2000-х. Появились «социальные лифты» – школа губернаторов в РАНХиГС, конкурс «Лидеры России», Общероссийский народный фронт. Перспективы есть. Даже в Хакасии – посмотрите, сколько в местном правительстве молодых и перспективных людей. О том, чего не хватает в нашей политической культуре, я уже сказал – честности, добра и совести. Эти общепризнанные моральные ценности должны стать ценностями политическими.
– Почему ФАС России стала кузницей губернаторских кадров?
– Работа в службе предполагает хорошее знание экономики и социальных проблем. Одной из основных ее задач было поддержание ценового баланса между бизнесом и потребителями. Цены должны быть не в убыток бизнесу и по карману тем, кто покупает. ФАС также всегда выступала за справедливое распределение государственных ресурсов через прозрачную систему торгов. В части обеспечения экономически обоснованных тарифов сотрудники службы последовательно реализовывали принцип «инфляция минус», то есть рост тарифов не должен обгонять инфляцию. Сейчас многое изменилось – зайдите в магазин, и вы все увидите своими глазами. Команда Игоря Артемьева, который ранее возглавлял ФАС, – сильные личности и высокие профессионалы. Одно из основных качеств этого коллектива – стремление к справедливости. Это то, чего сейчас очень не хватает. В этом большая личная заслуга Игоря Юрьевича – он умеет подбирать кадры. Поэтому они и востребованы.
– Что пожелаете политическому полю Хакасии?
– Доброжелательности и покоя. Меньше слов и больше работы. Важна преемственность власти – я имею ввиду не передачу власти по наследству. Новая власть не должна действовать как в той песне «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Проходили уже – разрушали, и не раз. Что получили? Отставание в развитии или рывки вперед на грани последних сил населения. Нужно сохранять и развивать все лучшее, что сделала предыдущая власть, в том числе – оставлять и продвигать лучшие кадры, несмотря на их политическую принадлежность. И не нужно делить людей на своих и чужих, тех, кто прежнюю власть поддерживал. Так, собственно, большинство европейских стран развивается, и совсем неплохо у них все выходит. Ко всем нужно относиться с уважением. Побольше здоровой амбициозности. Мне часто говорят – зачем ты берешься за это, ведь ничего не получится. Но я думаю так – если ничего не делать, то точно ничего не получится. Если начать делать, то должно получиться и, как правило, получается.
Республике нужно 10 лет стабильности и упорной работы. И тогда это будет совсем другая, комфортная для жизни территория.
Беседу вел Александр Мяхар
Андрей Петрович — профессионал высочайшего уровня, очень умный и порядочный человек. Таких единицы. Каждое слово в интервью весомо и значимо. После всех коммунистических марокасов читать такое интервью огромное удовольствие. Действительно люди в ХАКАСИИ уже не могут жить без надежды