Туризм во многих регионах России развивается не так быстро, как бы хотелось. В Хакасии молодые начинающие ученые предлагают обратить внимание на промышленный или производственный туризм. Исследование показало, что 97 процентов опрошенных высказали заинтересованность в посещении действующих предприятий для знакомства с производством. К примеру, туристов привлекают места с богатой историей: вокзалы, аэропорты, театры, учебные учреждения, банки, а также и молодые предприятия по производству хлеба, сыра, рыбной продукции, сувениров и др.
Кроме того, потенциальные туристы назвали в числе приоритетных и предприятия Минусинска – это пивоваренный завод (1896 г.), кондитерская фабрика (1915 г.), рыбзавод и ликёро-водочный, трикотажная фабрика, «Губернский хлеб», «Молоко» и др.
О результатах и перспективах проведенного исследования корреспондент «Пульса Хакасии» узнал у кандидата сельскохозяйственных наук Алены Суминой.
– Алена Владимировна, что такое промышленный туризм?
– В книге «Экономика впечатлений» авторы Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор констатировали рождение новой, четвёртой стадии экономического развития общества, так называемой «экономики впечатлений», ориентированной на ощущения потребителя. Современного туриста необходимо постоянно удивлять, поддерживать его интерес, а для этого нужно создавать новые виды туристских продуктов, в том числе расширять их горизонты и возможности. Поэтому сегодня в туристической сфере, да и в экономической области, наблюдается тенденции поиска новых нестандартных технологий. Одним из таких направлений и является производственный туризм – организация экскурсий на предприятия и компании, где турист может быть не только зрителем, но и участником: увидеть, потрогать, попробовать, примерить и даже приобрести. Как правило, главным пространством для организации такого вида туризма является городская среда.
– Как возникла идея провести в Хакасии подобное исследование?
– Традиционно понятие «туризм» ассоциируется у нас с природной средой, поэтому такое словосочетание, как «промышленный туризм» многим кажется не совсем знакомым и понятным. Причем современного туриста не всегда можно удивить историческими достопримечательностями, поездками к морю или уникальными природными уголками с живописными ландшафтами. Кроме того, данные туристические продукты, как правило, более экономически и по времени затратны для потребителя. И сегодня в России наблюдается спрос путевок по кратковременным туристическим маршрутам. Поэтому есть все основания полагать, что промышленный туризм в скором времени может занять свое место в перечне предлагаемых турфирмами актуальных продуктов для потребителей, которые ищут не только новые впечатления, но и знания. Свою нишу на этом рынке может занять и Хакасия, где имеется достаточное количество перспективных и интересных объектов промышленного туризма. При этом, судя по данным нашего исследования, в развитии данного направления заинтересованы и сами потребители, о чем говорят полученные результаты опроса, в котором приняли участие, как школьники, так и жители Хакасии и соседнего региона – Минусинска.
– В каких регионах лучше всего развит промышленный туризм?
– Принято считать, что его основоположниками являются американские компании. Так, в 1866 году на заводе Jack Daniel’s состоялась первая экскурсия по производству.
В настоящее время промышленный туризм широко распространён за рубежом. К примеру, в Китае для посещения открыты крупные компании: предприятие по производству автомобилей Shanghai Volkswagen Automobile Co, сталелитейное производство Shanghai Baosteel Group Corporation, пищевой завод Shanghai TOTOLE Food Co, LTD и ряд других инновационных индустриальных площадок.
В России становление промышленного туризма приходится на времена Советского Союза. В тот период особенно популярными были экскурсии на кондитерские фабрики крупных городов, куда сегодня, к сожалению, сложно попасть. Но встречаются туристические компании, которые предлагают посещение различных ферм, фабрик по производству ювелирных изделий, ёлочных игрушек, гончарных мастерских, металлургических предприятий и др.
Кроме того, по мнению газеты «Аргументы и факты», уже имеется ряд российских предприятий, открытых для экскурсантов более чем в пятнадцати регионах. Например, Ульяновский сахарный завод, студия художественного стекла в Сочи, объекты угольной промышленности на Кузбассе и др. Регионами-лидерами данного вида туризма признаны: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Краснодарский край. А ведущими субъектами по темпам развития такого туризма являются Калужская, Вологодская, Свердловская, Московская, Тульская, Ярославская, Нижегородская, Калининградская и Новгородская области, а также Алтайский край.
– На какой стадии развития он находится в Хакасии?
– В республике данный вид туризма мало развит, в основном он представлен единичными примерами относительно небольших предприятий малого бизнеса, которые таким образом хотят привлечь внимание потребителей к своему продукту. Кроме того, буквально на днях, в местных средствах массовой информации появилась новость, что Саяно-Шушенская ГЭС также готова проводить экскурсии по своему предприятию. Судя по комментариям в соцсетях, жители региона и внешние потребители восприняли это с большим интересом и готовы воспользоваться данными услугами. Поэтому промышленный туризм в Хакасии имеет перспективы развития.
– Какие предприятия в регионе могут подойти для развития промышленного туризма? В чем его перпективы?
– С точки зрения многих ученых, не только промышленные объекты могут быть привлекательными для туристов, но и любая организация или компания по производству товаров или услуг, информация о которых будет изложена в интересной для потребителя форме. Поэтому перспективными туристскими объектами на территории Хакасии могут стать не только промышленные предприятия, но и банки, библиотеки, вокзалы, аэропорт, издательства, театры, туристские компании и др.
Развитие промышленного туризма может внести особый вклад в разработку и продвижение на рынке узнаваемых брендов и продуктов Республики Хакасия, расширит возможности для привлечения туристов. Он будет интересен и полезен широкому кругу лиц, от школьников и студентов (учебные практики и экскурсии, профориентационная работа) до специалистов по туризму, а также предпринимателям, находящимся в поиске выгодного вложения средств в производство или людям, интересующимся познавательными путешествиями и активным отдыхом.
Достоинства организации производственного туризма в Хакасии очевидны. Для туристов это возможность «открыть» с другой стороны хорошо знакомый для них город, поселок или село, увидеть своими глазами, как производят их любимые продукты, попробовать, а возможно и сделать что-то своими руками. А для предприятий – это возможность укрепить имидж компании, прорекламировать потенциальному покупателю достоинства своей продукции и увеличить продажи. При этом, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям очень невелики.
– Ваши пожелания жителям и гостям республики?
– Узнавайте больше о своем регионе – у нас есть что посмотреть и что показать. Для этого не обязательно иметь хорошую физическую подготовку, большие финансы и много времени, а главное – желание!