Внутренний мир ребенка очень хрупок. Его психика подобна губке – впитывает все то, что дают родители и окружающие. Причем совершенно не важно, что впитывать: положительный или отрицательный пример.
Многие эксперты считают, какую пищу для ума и сердца вы дадите ребенку, ту он и получит. Воспитывая детей, начните, прежде всего, с себя. К примеру, жить, а не выживать или любить, а не винить весь мир за свое несчастье.
Председатель координационного совета «Южно-Сибирской ассоциации практических психологов» Сергей Акимов на странице в соцсетях поделился с жителями Хакасии шестью советами, с помощью которых ребенку можно повысить самооценку.
От осины не родятся апельсины
По мнению психолога нужно четко осознать: «От осины не родятся апельсины» или «Курица не научит орленка летать». Человек неуверенный в себе с заниженной самооценкой не сможет воспитать уверенного в своих силах и возможностях личность, так как дети учатся, прежде всего, не тому, что им говорят, а тому, что они видят. Иначе говоря, «научение по образцу». Дети наблюдают за поведением родителей, а потом его воспроизводят. Поэтому, прежде всего, начните работу над собой.
Долой критику!
Ни в коем случае не критикуйте ребенка, к слову, вообще. Детей нельзя критиковать. Никак, ни за что и никогда! Критика убивает у ребенка, да и у взрослых тоже, мотивацию. В том числе к проявлению критики является и приведение кого-то в пример. Это тоже своего рода табу. Если ребенок делает что-то неправильно, нужно не критиковать, а говорить ему и продемонстрировать, как правильно. Также можно использовать и так называемую конструктивную обратную связь примерно по такой схеме: «Видишь, вчера ты сделал 5 ошибок в домашней работе, а сегодня всего 4», «Раньше же ты совсем не умел это делать, а сейчас у тебя получается уже гораздо лучше».
Исключить слово «должен»
Иначе говоря, снизить уровень требований. Это значит, что при общении с ребенком необходимо убрать слово «должен/должна». Такие фразы как: «Ты должен быть отличником», «Ты должен делать все идеально, быть образцовым» – прямой путь к неврозу. И не в будущем, а уже сейчас.
Сила могущества
Чаще внушайте ребенку мысль о его могуществе: «Если кто-то что-то умеет, значит и ты тоже, сможешь этому научиться! Пробуй и у тебя рано или поздно получится! Ты обязательно сможешь! Ведь раньше ты не умел ни ходить, ни говорить, но ты же смог всему научиться!»
Похвала – лучшее лекарство
Поэтому, хвалить, хвалить и хвалить, но не просто так. Похвала должна быть конкретной. Хвалить нужно за старание, иногда даже вне зависимости от результата, за высказывание собственного мнения, настойчивость, оптимизм – за все то, что вы хотели бы чаще видеть в ребенке. Особенно действенной оказывается неожиданная похвала и не по шаблону: «Молодец», а, к примеру: «О! Я тобой горжусь!», «Как тебе это удалось? Ты так здорово это сделал», «Без тебя мне было бы труднее справиться с этим делом» и др.
Найти себя
Помогите ребенку найти дело, где он сможет проявить свои задатки. У каждого человека от рождения есть некие врожденные, устойчивые психофизиологические особенности, которые служат основой для развития его способностей. Это и есть задатки. Главная задача родителей – заметить их, помочь развить и направить в нужное русло до способностей. Наблюдайте за своим ребенком. Обращайте внимание на то, что у него хорошо получается. Только не лишайте его детства, записывая в десятки кружков и секций.
Ирина Гусева
Вот ещё бы написали, чем ребёнку вместо школы заниматься. Я вот своих не хочу в школу отдавать, читать и писать можно дома научиться.
Школа это не для детей, а взрослым свободное время. Так же и садик.