На Питерском экономическом форуме вице-премьером правительства России Маратом Хуснуллиным озвучена инициатива экономического объединения регионов, чтобы к 2030 году в России было около 40 территорий, примерно равных по своему социально-экономическому развитию. По пути интеграции уже идут Москва, Санкт Петербург, на очереди – Казань, Краснодарский край и другие регионы. Эти тенденции вполне логично проецируются на Хакасию и Красноярский край, исторически тесно взаимосвязанные экономически и культурно.

На государственном уровне агломерации рассматриваются как один из возможных путей развития страны, который переплетается с политическими процессами вероятного объединения регионов. Логичным в этом плане выглядит объединение вокруг Москвы и Санкт Петербурга или создание крупного экономического центра на юге России – здесь центром будет Краснодар.

Что касается Сибири, то сторонников социально-экономического объединения регионов у нас тоже достаточно. В Государственной Думе РФ с подобной инициативой недавно выступил депутат парламента (фракция ЛДПР) от соседнего Красноярского края Сергей Натаров, предложивший создать в России порядка 40 губерний с населением 4-5 миллионов человек.

Фото: личная страница Сергея Натарова в соцсетях

“Считаю возможным рассмотреть первый пилотный проект по укрупнению субъектов России с участием Красноярского края, Хакасии и Тувы при сохранении определенных автономных полномочий национальных республик”, – цитирует Натарова “РИА Новости”.

Сегодня Хакасия, Тува и Красноярский край формально уже объединены экономически единым мега-проектом “Енисейская Сибирь”. Но в настоящий момент очевидных плюсов от такого сотрудничества ощущается мало (в таких ситуациях более сильный, как правило, поглощает малого). Красноярский край “тянет одеяло на себя”, рассматривая Хакасию и Туву в качестве малых территорий, однако в вопросе значимости регионов далеко не все однозначно. Хакасия уже входила в Красноярский край на правах автономной области, но 30 лет назад стала самостоятельным субъектом федерации, убедив Кремль, что в составе края интересы Хакасии существенно, но незаслуженно ущемляют.

По расчету ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, маленькая Хакасия сопоставима с Красноярским краем и обладает огромным возможностями (СШГЭС, алюминиевые заводы, угольная промышленность, добыча золота, лесной фонд, развитое сельское хозяйство, уникальная природа, позволяющая развивать туризм). Благодаря имеющемуся социально-экономическому и историко-культурному потенциалу у Хакасии просматривается интересный вариант, выгодный как для жителей республики, так и для жителей Красноярского края. Речь идет о создании агломерации между южными районами края и Хакасии, что выглядит логично с точки зрения совместного развития экономики, историко-культурных связей и необходимости решения экологических проблем.

Кстати, в политическом плане южные территории Красноярского края также тяготеют к Хакасии – на протяжении последних десятков лет депутатами Верховного Совета республики неоднократно становились жители юга края.

Что касается развития транспортной инфраструктуры, то два региона расположены рядом с друг другом, и ездить из Минусинска в Абакан (для решения организационных и иных вопросов, получения образования или медицинской помощи) элементарно гораздо ближе, чем в Красноярск.

Проект социально-экономической интеграции Абакана и Минусинска в рамках создания единой агломерации уже озвучивал экс-глава Хакасии Виктор Зимин. Вероятно, что при наличии имеющейся у него политической воли, он мог бы продвинуть данную идею на федеральном уровне. Но не сложилось. Нынешнее руководство Хакасии, в ситуации перманентного кризиса разгребания сиюминутных проблем, перспективным планированием не занимается, что может привести к вполне ожидаемым последствиям. Повестку создания агломерации перехватит Красноярский край, тем более что эти проекты уже озвучены на уровне правительства России и однозначно будут иметь свое продолжение (об этом наглядно свидетельствует озвучивание вопроса депутатом Госдумы Сергеем Натаровым).

Фото: пресс-служба главы РХ

“Если руководствоваться обеспечением более высокого уровня жизни, то экономическое, культурное и социальное объединение вокруг Абакана было бы обосновано здравым смыслом. Именно такая агломерация пойдет на пользу людям и выглядит гораздо логично и экономически целесообразно, чем объединение вокруг Красноярска, который довольно далеко от Абакана и Минусинска. Но если мы не будем проявлять инициативу, то ее перехватят наши коллеги из Красноярского края, а в такой ситуации мы окажемся “на подхвате”, хотя у нас есть все шансы встать во главе этого процесса, чтобы республика и ее жители получали бонусы в виде хорошей логистики, новых рабочих мест, современной сферы образования и здравоохранения. Южная Сибирь исторически была особым центром, и мы должны им вновь стать в перспективе ближайших десятилетий”, – сказал в интервью “Пульсу Хакасии” депутат Верховного Совета Хакасии, лидер реготделения “Партии За Справедливость” Вячеслав Тутачиков.

Документально оформив исторически сложившиеся взаимосвязи и создав проект, который поможет нарастить уже имеющийся потенциал, вполне реально создать агломерацию с большими ресурсами и населением, приближающимся к миллиону человек, добавил депутат. Такое объединение юга края и Хакасии в единое социально-экономическое пространство, выглядит логично, исторически и экономически обоснованно и может стать показательным примером реализации крупных инфраструктурных проектов в интересах людей.

Александр Соловец

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments