– Добрый день, Александр. Вы заявились на уполномоченного по защите прав предпринимателей. Так ли это?
– Добрый день, Константин. Да, я заявился на эту работу. Собственно в этом решении нет неожиданности. Всё логично, я лидер регионального отделения Партии Роста, а лидер Партии Роста РФ и Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ – это одно и тоже лицо: Титов Б.Ю. Поэтому я очень близко знаком с институтом омбудсменства, знаю, как он работает в других регионах, и поэтому вижу, что у нас в Хакасии его можно улучшить. Я уверен, что институту уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хакасии необходим новый вектор развития. По факту: бизнес уходит из региона, бизнес сокращается, а это значит, что уполномоченный не справился с работой (статья 2, пункт 4 Закона об уполномоченном гласит, что уполномоченный “способствует развитию инвестиций и делового климата в регионе”), значит, его надо менять
– Действующего уполномоченного поддержало бизнес-сообщество?
– Что такое бизнес-сообщество? 22.5 тысячи субъектов предпринимательства в республике. Кто поддержал действующего уполномоченного Кудашкина В.В.? Меньше десятка организаций, половина из которых действует «только на бумаге», к примеру «Опора России», «Деловая Россия», «Союз предпринимателей». Уверен, что большинство предпринимателей не знает про эти организации. Про них не знают долгие годы, но когда начинается «дележ» портфелей, то у нас, оказывается, есть некий «Совет бизнеса», которым объявили себя несколько организаций. Эта порочная практика пошла ещё со времен предыдущего губернатора. Соберутся 10-20 человек и говорят, что они там что-то за весь бизнес порешали.
– А на ваш взгляд новая власть готова работать в направлении защиты бизнеса?
– Сейчас и есть момент истины для власти: на одной чаше весов есть образ прошлой власти, которую они (действующая республиканская власть) так критиковали и которую, собственно, сейчас представляет действующий омбудсмен, и на другой чаше весов мой образ, который по факту другой. «Мы наш мы новый мир построим», так поётся коммунистических песнях, ну вот и посмотрим, какой этот мир новый. Пока этого не видно, и так называемый «кадастровый налог» явное тому подтверждение. Его можно было сделать ниже, но не сделали, а это точно плохо для бизнеса.
– Вопрос немного смежный с нашей темой, но все же задам его. Сочинский форум и потенциальное заключение коммерческих контрактов или присутствие Главы на ликвидации аварии в Черногорке, что было важнее?
– Прекрасный вопрос. И он не смежный, а очень даже в точку. Давайте, чтобы это понять, отмотаем время немного назад. Вспомним встречу с бизнесом Зимина В.М летом прошлого года. Надо признать, что огромные сложности у бизнеса начались уже 3-5 лет назад, но окончание руководства предыдущего губернатора вносило нотки оптимизма, которые я точно могу вспомнить на той встрече:
- Поднимался вопрос по преференциям местному бизнесу в части гос.закупок и было решено создать рабочую группу по этому вопросу.
- Было принято решение о проведении широкого форума предпринимательства, и он был проведён.
- Ключевой ответ на ваш заданный вопрос был в следующем: я предложил Виктору Михайловичу ввести должность заместителя Главы Хакасии по развитию бизнеса. Если кратко, то это «монстр бизнеса», переговорщик и человек, заключающий сделки, приводящий инвестиции в республику, и гарант спокойного развития бизнеса, так как наделен для всего этого полномочиями.
Об этой же должности я говорил и Валентину Олеговичу. Если бы она была, то разве вообще случился бы разговор про Сочи? Заместитель Главы успешно бы поехал и, не отвлекаясь на пиар, такой как разговоры с Левченко, к примеру, пахал бы и заключил бы выгодные для республики контракты, которых там на миллиарды заключили разные субъекты, в отличие от нас.
Разве мы бы обсуждали новость о том, что Валентин Олегович обрушивается на глав муниципалитетов с тем, что если они не могут зарабатывать, то могут сложить свои полномочия. Мне это вообще непонятно. На мой взгляд, ясно, что сейчас задача правительства и глав муниципалитетов – выжить, заплатить за свет, тепло и т. д. Им как минимум некогда заниматься заработками, а как максимум – не умеют. Заработать деньги, создать структуру, которая это может делать, далеко не так просто, как это некоторым кажется. Кто мог бы решить эти вопросы? Заместитель Главы Хакасии по развитию бизнеса.
Так что ответ очевиден: любое решение там было проигрышное, так как настройка управления сейчас слабая.
– Говорите, слабая настройка управления, но вот буквально недавно была ваша статья, где вы хвалили Главу за встречу с бизнесом. Что это за разворот? Вы, как это модно сейчас говорить, переобуваетесь на ходу?
– Конечно, слабая, по крайней мере пока слабая, потому что результатов ещё не видно. Кстати, мне вообще смешно видеть и слышать, как иногда обсуждают, сколько обойдется бюджету та или иная должность. Я опять про развитие бизнеса. Есть должности, которые приносят в сотни раз больше средств в бюджет, чем забирают.
Насчёт новомодного слова «переобулся». Я оценил конкретную встречу, которая мне понравилась открытостью, но и этой же похвалой я включил счётчик отсчета реальных дел. Какое продолжение я бы хотел видеть? Чтобы вышла новость: зафиксированы следующие проблемы и предложения а, б, в… по данным проблемам было поручено: а – тому-то, б – тому-то, срок исполнения – тогда-то. Произошло это? Пока нет, но сделаем скидку на аварию в Черногорске. Возможно, что хотят, но не успели. Случится ли? Посмотрим. Если не случится ни через месяц, ни через 2 месяца – будет и шквал критики, и море тех, кто уже не поверит действующему правительству. Так что и этот момент – своеобразный «рубикон», «точка невозврата» для губернатора. Просто провести мероприятие уже недостаточно.
А что касается моих якобы разворотов, то я всегда живу так, как считаю нужным, без предвзятостей.
О чём говорит спич Константина Цитлидзе на той встрече с предпринимателями? Он готов профинансировать и создать общественную организацию по защите предпринимателей, то есть он вообще не видит, что есть омбудсмен. Я предложил свою кандидатуру и сказал, что омбудсмен может быть и может быть «громким», а не «согласительным» со всеми, как сейчас. Примут это или нет – дело выбора нового руководства республики, но я даю им именно выбор. Я предприниматель и мне всегда есть и будет чем заняться при любом решении.
– То есть вы будете продолжать критиковать работу правительства?
– Конечно, в любом случае буду. Критика – это движение. В споре рождается истина. Критика нацелена на результат, на более эффективные решения. Всё просто.
– В период выборных дебатов и после вы говорили о проектах, с которыми в частном порядке можете сотрудничать с правительством. Такое уже случилось?
– Спасибо за вопрос. И да, и нет. Как я и говорил, я решил помочь правительству с заключениями контрактов с Фондом Кино, где 5 миллионов можно получить безвозвратно на обустройство кинотеатров. И этот диалог состоялся пару-тройку недель назад, я предложил правительству специалиста по этому направлению. Могу даже сказать, что определены наиболее благоприятные точки: доп. зал в Луначарском, Абаза, Сорск, Шира. Вопрос передан одному из самых эффективных управленцев в нынешнем составе правительства Александру Бурмистрову. Сейчас, насколько я знаю, вопрос на контроле у министра культуры. Но сильного энтузиазма я, к сожалению, не увидел в решении этого вопроса. С чем это связано? С тем, что потерялся интерес к реально социально-значимым проектам, или опять же это вопрос профессионализма, или это вопрос того, что они уйдут скоро, кто знает. Я свою часть сделал. Руку помощи протянул.
– Вы думаете, что нынешнее правительство скоро уйдёт?
– По крайней мере, предполагаю. Это было бы очень логично в следующем году. Я убежден, что действующий Президент нас в 2024 году не покинет. Сама система так выстроена, что преемник невозможен. В этой ситуации надо менять структуру управления, а значит, Конституцию, а это делает Парламент. Можно много рассуждать, распустят Совет Федерации или нет, сменится Правительство или нет, но ясно одно – выборы ГД 2021 недооценить просто невозможно, так как именно она будет менять Конституцию. Значимость колоссальная. И здесь Валентин Олегович может быть символом нового коммунизма – молодого и энергичного. С точки зрения партии КПРФ, он может быть гораздо полезнее в регионах в выборной компании в Гос. Думу в 2020-2021 годах, куда пойдет и сам, и возможно, что там, в столице, его ждёт потом большое будущее. Так же этот вариант устроит и Единую Россию, и их союзников, которые будут поддерживать назначенного нам ВРИО и смогут за год не только сформировать образ успешного управленца, но и подправить пошатнувшиеся позиции партии власти в республике. То есть, такой шаг передачи власти в республике будет выгодным для всех сторон, поэтому я не исключаю такой вариант развития событий.
– Вернемся к уполномоченному. Готовится законопроект по передаче полномочий выбора омбудсмена к Верховному Совету. Почему сейчас, что это вообще за процесс на ваш взгляд?
– Опять же всё логично. Идёт политическая борьба, жесткая «дележка портфелей», и никто не хочет оставаться в стороне. Вывести уполномоченного из состава мин. экономики – абсолютно правильное было бы решение, но вот утверждение уполномоченного Верховным Советом – это неправильно, на мой взгляд. Объясню: 1) Мы опять видим тенденцию того, что все считают себя знатоками бизнеса и могут указывать, как бизнес должен развиваться. При всём уважении ко всем членам ВС, эта должность специфическая, и думаю, что, к примеру, учителя и врачи с малой долей вероятности смогут оценить защитника предпринимателей. 2) Это политическая игра и как бы ни говорили, что это демократичный процесс, – всё совсем наоборот. Начнется борьба фракций, а кандидат на уполномоченного вынужден будет договариваться именно с политиками и должен будет потом именно политикам. Мы увидим в лучшем случае затягивание назначения на полгода, как с омбудсменом по правам человека и членом Совета Федерации, а в худшем – подконтрольного потом какой-либо политической группировке человека.
Как бы ни развивались события, повторюсь ещё раз, у республиканских властей есть выбор. Какое решение будет принято в итоге, это уже их решение, моё право предложить руку помощи для развития республики. Я так и сделал.
С Александром Мяхаром беседовал Константин Обеленский
“У семи нянек дитя без глаза!” Такая поговорка возникает при обращении внимания на ситуацию с бизнесом. Мой личный опыт полностью на стороне Александра Мяхара. Как показывает практика, заниматься делом сохранения и развертывания малого и среднего бизнеса, должен заниматься человек , который имеет соответствующий опыт и знания. Совершенно правильно оценена ситуация с полетом Валентина Олеговича в Сочи. Уверен, что привлечением инвестиций ему даже и учиться не стоит. Сем не умеет и другим не даст. Ну не дано! Про встречу с бизнесменами Хакасии в Музее уже все было сказано. А дела ОПЯТЬ нет. Насчет желания “порулить” полномочным представителем вообще анекдотичная ситуация. Понятно,… Подробнее »
Анатолий, а “ваша” поддержка – это чья?