Геннадий Африканович Вяткин – легендарная личность в истории республики XX века, превосходный организатор строительства, Почетный гражданин города Абакана, советский государственный и общественный деятель, первый заместитель председателя облисполкома Хакасской автономной области.
Республиканская столица и многие населенные пункты региона под его началом преображались на глазах: новые предприятия, заводы стройиндустрии, дома культуры, больницы, библиотеки, детские сады, кинотеатры, сотни многоэтажек и т.д. Этот список объектов инфраструктуры можно еще продолжать и продолжать…
О том, каким выдающимся человеком был Геннадий Африканович, вспоминает директор сельхозинститута, Почетный работник среднего профессионального образования России, Заслуженный работник сельского хозяйства РХ Галина Минюхина.
Первые гидромелиораторы
В силу своего возраста мне не пришлось работать с ним, но его фамилия всегда звучала везде, где что-то строилось, в том числе от нашего директора сельхозтехникума Алексея Васильевича Емельянова. Из его рассказов мы знали, что все, что он строил на территории площадью 5 га, стало возможным только благодаря всеобъемлющей помощи его друга – Геннадия Африкановича.
Он не только сам был наделён творческим профессионализмом, инициативностью и деловитостью, но и ценил эти качества в других. Видимо, на этой почве он и сошёлся с Алексеем Васильевичем Емельяновым, который возглавлял его альма-матер – сельхозтехникум, ставший отправной точкой не только в профессиональной деятельности, но и многих его друзей из выпуска первых гидромелиораторов.
Легче не построить, а пристроить
Алексей Васильевич тоже был человеком творческим, инициативным, но во всех делах, касающихся стройки, советовался с Геннадием Африкановичем, так как сам был преподавателем математики, а затем получил диплом зоотехника. Геннадий Африканович поддерживал все идеи по возведению студенческого городка, помогал со стройматериалами, учил писать деловые письма в Москву с целью решения вопросов о необходимости выделения средств или утверждения проектов будущих зданий. Эти проблемы решались сложно: легче было не построить, а пристроить. Поэтому наши здания увеличивались в размерах благодаря поэтапному строительству, или проще говоря, пристройкам.
Строили всем миром
Корпус №8 начали строить вокруг старого деревянного, чтобы не срывать учебный процесс, а уже весной ломали это здание и выносили строительный мусор через окна и двери. Строили, как говорится, всем миром. Трудились и студенты, и преподаватели в выходные и после занятий. Современные строители критикуют, что многое не так построено, но Алексей Васильевич говорил, что всё построено надежно, а главное с любовью.
Они мечтали обустроить территорию так, чтобы и учеба, и спорт, и жилье было единым комплексом. Поэтому возводились и пристраивались учебные корпуса, мастерские, склады, подсобные помещения для обслуживающего персонала: электриков, сантехников, столяров, сварщиков. Возвели свои гаражи для автобусов, перевозящих студентов на практику, а затем над ними пристроили и учебные классы. В результате этой деятельности студенты и педагоги были обеспечены общежитиями и квартирами.
Я любил тебя жизнь…
Когда читаешь книгу «Я любил тебя жизнь…» (о строителе Вяткине), то приходишь к выводу, что Геннадий Африканович был глубочайшим, истинным патриотом Хакасии и Абакана. Он был созидателем и в этом заключалась его жизнь.
Действительно, по отзывам тех, кто хорошо его знал, звучат только слова благодарности и признательности за те уроки жизни, которые они приобрели, благодаря знаниями Геннадия Африкановича, умению всё рассчитать и предвидеть результат. Он был специалистом широкого профиля, мог свободно общаться по всем вопросам строительства и коммунального хозяйства.
Поднимали народное хозяйство страны
Геннадий Вяткин интересовался и помогал развитию и становлению сельского хозяйства, лёгкой и тяжелой промышленности, занимался строительством спортивных объектов, театров, домов культуры, больниц, объектов связи, очистных сооружений, дорожной и мелиоративной сети, теплоснабжения, водоснабжения и озеленения.
Он никогда не терял связи с одногруппниками: Александром Антоновичем Малышевым, Анатолием Сергеевичем Петуниным, Яковом Михайловичем Глековым, Кузьмой Васильевичем Леусовым, Анастасией Евгеньевной Ягуповой. Все они настоящие патриоты Хакасии и о каждом из них можно сказать много хорошего, оставивших заметный след в истории республики. Они, не успевшие по возрасту пополнить солдатский строй во время войны, поднимали народное хозяйство страны.
На работе Геннадий Африканович был строг и поручал своим надёжным товарищам самые ответственные задания, и они его не подводили. Он никогда не ругался, не употреблял ненормативную лексику, но спрашивал очень строго. Заботился о своих подчиненных, был вежлив и доброжелателен со всеми, независимо от статуса и ранга.
У Геннадия Африкановича генеральной линией была основательность, он не был временщиком. У него всегда имелись детальные расчеты по каждому конкретному делу. Это был крайне аккуратный человек и специалист, который не боялся ответственности, взваливал все на свои плечи, не подставляя подчиненных. Все знали: если Вяткин сказал, то это закон – он никогда не отречётся от своего решения.
Ходячая энциклопедия
А если приходилось вырваться отдохнуть на природе, то вместе со всеми таскал дрова, чистил рыбу, играл в чехарду, с удовольствием пел со всеми любимые песни. На даче всё делал своими руками, имел хороший набор различных рабочих инструментов, любил что-нибудь мастерить.
В юности в группе его звали ходячей энциклопедией, так как он много читал и мог ответить на любой вопрос, поэтому был интересным собеседником на любом уровне и в любой области знаний. Как сказал его последователь Николай Генрихович Булакин – этот человек кладезь информации о строительном и коммунальном хозяйстве.
Хакасия – Родина моя
Геннадий Вяткин был человеком коммуникабельным, умел заводить знакомства, перерастающие в крепкую дружбу. Он мог вести переговоры, спорить, убеждать и доказывать целесообразность своих идей и проектов. Его простота подкупала всех: от секретарей до высокого начальства. И если уж он за кого-то просил, то его всегда поддерживали, доверяя прозорливости и уверенности в положительном решении вопроса. Иногда складывалось впечатление, что нашу Хакасию полстраны, наверное, знало как Родину Вяткина. Это действительно была глыба с очень яркой судьбой, его тревогами и радостями вперемешку с болью.
«Не каждому дано так щедро жить, на память людям города дарить!»… Это как будто сказано о нём, строителе и созидателе, Почётном гражданине Абакана Геннадии Африкановиче Вяткине.
Ирина Гусева
Что ГЕННАДИЙ АФРИКАНОВИЧ БЫЛ ОЧЕНЬ КЛАССНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ- ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.