Ветераны лесной отрасли Хакасии бьют тревогу – республика стоит на грани масштабного экологического бедствия. Речь идет о сохранности лесного фонда республики, который может погибнуть из-за разгильдяйства чиновников и некомпетентности руководителей лесного хозяйства республики.
Осенью 2019 года в Хакасии из-за ураганного ветра произошел ветровал в Аскизском, Усть-Абаканском и Ширинском районах. В общей сложности ветром повалило порядка двух миллионов кубометров леса (лиственницы, кедра, сосны, пихты и ели) на площади в 10 000 гектаров. Такого ветровала в Хакасии не припомнят даже бывалые лесники. Особенно серьезный урон нанесен Усть-Бюрьской и Туимской тайге. По самым скромным подсчетам из 2 млн поваленного леса, порядка 1,5 млн – это древесина, которую можно вывезти отправить на переработку и затем реализовать в Хакасии и соседних регионов. Специалисты оценивают стоимость леса в огромную сумму – 5-7 миллиардов рублей. Это третья часть доходной части бюджета Хакасии.
“Сама природа дала возможность жителям Хакасии решить насущные проблемы – возьмите лес, переработайте его, решите сразу целый комплекс проблем. Это оживит целую отрасль и даст мультипликативный эффект, заработают предприятия лесопереработки, люди получат рабочие места, на рынок Хакасии поступит деловая древесина, которую можно использовать при строительстве жилья и самых различных ремонтных работах, как в частных подворьях, так и в учреждениях соцкультбыта на селе”, – сказал депутат Верховного Совета Хакасии, председатель регионального политсовета партии “За справедливость” Вячеслав Тутатчиков.
Сегодня в Хакасии ощущается острый дефицит делового леса и строительных материалов из древесины. Цена кубометра досок переваливает за 15 000 рублей. Почему в Хакасии, богатой лесными угодьями, нет леса? Специалисты отмечают, что все банально. С начала 2019 года в лесной отрасли начался настоящий развал. Из более чем десятка автономных учреждений, работающих в этой сфере, осталось всего 4 реально действующих. Под благими предлогом объединения всех предприятий под крышей АУ “Леса Хакасии” на место специалистов, знающих свое дело, пришли люди с низким уровнем квалификации, не способные своевременно принимать грамотные управленческие решения, а мелких переработчиков в леса просто не допускают. Дело дошло до того, что на глазах у сельчан гниет береза, которую можно использовать на дрова. Но лес превращается в труху.
Прошляпили возможность оперативно решить проблему с ветровалом еще в конце 2019 – начале 2020 гг. Тогда необходимо было срочным образом выходить на уровень федеральных ведомств с просьбой объявить ЧС по причине ветровала и уже весной 2020 года заходить в тайгу, чтобы вывозить всю поваленную древесину для переработки. Но только в феврале 2020 года этот вопрос рассмотрели в Правительстве РХ, в марте территорию ветровала исследовали специалисты Рослесхоза, а власти республики отрапортовали, что направили заявку в федеральные ведомства для получения средств, необходимых для решения вопроса. Помимо привлечения средств, была необходимость документально все оформить и доказать, что произошло именно стихийное бедствие и умысла совершать незаконные рубки под видом уборки ветровала ни у кого нет.
В правительстве Хакасии начали искать правовое решение вопроса и обещали утвердить конкретный план мероприятий и их финансирование и согласно этому плану проводить работы. Об этом в марте 2020 года заявили в Министерстве природных ресурсов и экологии Хакасии. Но обо всем этом благополучно забыли на целый год! Второй раз заместитель главы РХ Юрий Курлаев собрал специалистов только лишь в марте 2021 года. Однако об оперативности принятия решений речи не идет и сейчас. Также вызывает вопросы квалификация руководителей (после коррупционного скандала АУ “Леса Хакасии” возглавил геолог по образованию Григорий Липский, который лесами никогда не занимался).
Между тем правительству готова помочь Ассоциация лесопользователей и лесопераработчиков Хакасии, у которой есть план соответствующих действий:
- Объявить зону ветровала – зоной особой повышенной опасности возникновения пожаров и очагов заражения тайги. Это даст возможность по упрощенной схеме убрать территорию ветровала в течение года.
- Создать ударную ликвидационную группу из членов ассоциации с привлечением сторонних организаций.
- За счет собственных средств лесоперерабочиков силами силами автономных учреждений лесхозов можно восстановить лес на этой территории. То есть частники готовы профинансировать учреждения лесного хозяйства.
- Население можно бесплатно обеспечить дровами (пока чиновники раскачиваются, более 30% поваленного леса превратилось в дрова).
- Деловой лес пустить в переработку, что обеспечит занятость и даст возможность снабдить жителей Хакасии лесом по цене дешевле рыночной.
- За счет собственных средств лесоперерабочиков силами Автономных Учреждений лесхозов восстановить лес на территории ветровала (то есть, еще раз: частники готовы профинансировать учреждения лесного хозяйства).
“Создание ликвидационной группы исключит коррупционную составляющую, потому что можно будет обеспечить четкий контроль, через АУ “Леса Хакасии” деньги проходить не будут. Мы даже готовы профинансировать его, чтобы учреждение рассчиталось со всеми долгами (сегодня их накопилось порядка 100 млн рублей) и ушло в небытие, так как это мертворожденное дитя, созданное в попытке набивания карманов некоторыми чиновниками. Затем все возвращается к старой системе, но плюс к этому в каждом районе будут минизаводы, которые будут производить пиломатериал для нужд жителей своих территорий”, – отметил в интервью “Пульсу Хакасии” председатель правления Ассоциации лесопользователей и лесопераработчиков Хакасии Владимир Фролов.
По мнению Владимира Фролова, в течение этого сезона Хакасия еще может успеть решить проблему ветровала. Но есть и те, кто дает удручающие прогнозы. По мнению ветерана лесного хозяйства Михаила Журбы, время безвозвратно упущено из-за того, что оперативно не были приняты необходимые организационные решения.
“Начиная с 2019 года сделано все для того, чтобы лесное хозяйство развалить. Была заблокирована вся хозяйственная деятельность автономных учреждений, из 13 лесхозов в живых осталось всего 4. На начало 2019 года автономные учреждения лесного хозяйства имели задолженность в районе 50 млн рублей, сегодня она зашкаливает за 100 миллионов. Выдавили весь мелкий бизнес, в итоге пиломатериал купить негде, и сегодня его цена 12-15 тысяч, так как его просто нет”, – сказал Михаил Журба.
На решение проблемы ветровала властям придется тратить огромные деньги, которых в республиканском бюджете сегодня нет. Тем временем лесному фонду Хакасии грозят непоправимые последствия. Дело в том, что поваленный ветром лес, уже практически высох. При сухой погоде и малейшей искре он полыхнет так, что мало не покажется. Последствия пожара на площади в тысячи квадратных метров ужасно представить – тайга будет практически полностью уничтожена, погибнет флора и фауна. После этой катастрофы леса Хакасии будут восстанавливаться десятки лет.
Но если повезет и огненная стихия обойдет нас стороной, есть не менее серьезная угроза. Гниющий ветровал сегодня поедается так называемыми вторичными паразитами-вредителями (короедом, усачом и лубоедом). После того как будет уничтожен ветровал Усть-Бюрьского лесничества, насекомые-вредители перейдут на здоровые леса, которым уже не будет спасения (действенных методов борьбы с этой напастью еще не придумано). Таким образом, огромные территории таежной зоны Хакасии окажутся под угрозой уничтожения. Процесс гниения будет сопровождаться заболачиванием местности, а испарения от уничтожаемой насекомыми тайги будут распространяться не только на прилегающую территорию, но дойдут и до столицы Хакасии.
Стоит отметить, что с тех пор, как в министерстве природных ресурсов и экологии Хакасии обещали подготовить правовую базу и конкретный план действий по уборке ветровала, прошло уже больше года. Однако до сих пор вопрос находится на “нулевой” стадии решения. В правительстве РХ нет понимания, как, когда и что делать, а между тем задержки в решении проблемы грозят настоящим экологическим бедствием и потерей заповедных лесных угодий Хакасии.
Александр Соловец
Почему профаны в Правительстве Хакасии не слышат и откровенно игнорируют мнение независимых специалистов от общественности?