Весна – это то самое время, когда начинаются не только птичьи трели по утрам и журчанье ручейков талой воды, но и период собачьих «свадеб». И если родившиеся от породистых родителей милые щенки – это долгожданное потомство, то рождённые на воле дикари от диких родителей – это источник будущих проблем.
Эти щенки вырастают дикими хищниками, ареал обитания которых – городские парки и помойки. Не стоит обольщаться – к человеку они никакой привязанности не испытывают и относятся к нему исключительно с точки зрения мелкого хищника. Мужчина, особенно если он крупный и сильный, для них всё равно, что медведь для волков – доминирующий хищник. А вот женщины, старики и дети уже больше относятся к категории слабой жертвы.
Усугубляется всё тем, что федеральный закон теперь запрещает жестокое обращение с животными, под которым можно трактовать даже самозащиту от такой агрессивной собаки. Был бы повод, а уж «зоозащитники» (собакофилы), найдутся. Что же остаётся гражданам? Да только и делать, что строчить жалобы в администрацию муниципалитета.
В этом случае хотя бы есть надежда на то, что администрация заставит шевелиться предпринимателя, который выиграл аукцион на эту деятельность (отлов, стерилизация бродячих собак и т.д.). Так, например, происходит в Саяногорске, где мэр Михаил Валов, пусть и с раскачки через СМИ, но действовать всё же начал. Выделенные полмиллиона рублей пошли в дело, торги были проведены, предприниматель найден, и отлов бродячих собак всё-таки начался.
Да, со скрипом и жалобами г-на Валова на государство вообще и данный федеральный закон в частности. Пусть и так, однако – процесс пошёл. В Абакане катализатором для этого послужило неоднократное обращение граждан с жалобами, а также собранные 130 подписей от жильцов микрорайона Полярный с просьбами принять меры в отношении расплодившихся в районе агрессивных собачьих свор.
Жильцы справедливо заметили, что впереди весенние каникулы у школьников, они побегут гулять, а во дворе их ждут собаки. И в этом случае беды уж точно не избежать. В итоге депутаты Абакана решили направить обращение в правительство Республики Хакасия о необходимости создания приюта для бездомных животных без хозяев на территории субъекта, где животные могут также содержаться пожизненно.
Почему речь идёт именно о питомнике с пожизненным содержанием? Потому что, согласно букве закона, физически ликвидировать животных запрещено. Алгоритм действий таков: отлов, проверка на наличие болезней (если есть – лечение на месте), кастрация или стерилизация, после этого 10 дней реабилитации и выпускание чипированного животного на место предыдущей дислокации.
Заметьте – деньги на это выделяются из федерального бюджета, а стало быть, из карманов налогоплательщиков. В случае, если собака проявляет немотивированную агрессию, то это ещё предстоит доказать специалисту кинологу и ветеринару. А ну-ка, поди, разберись, не мотивирована была агрессия к человеку, или он сам виноват, что мимо проходил с мусорным пакетом, когда их величество барбос трапезничать изволил?
В общем, в рамках закона простым гражданам и депутатам, вставшим на их защиту, остаётся лишь один выход – ходатайствовать о постройке приюта с пожизненным содержанием агрессивных собак. Другой вопрос – на кой ляд этот приют нужен налогоплательщикам? Для чего властям – вопрос более-менее понятен – это ж сколько денег освоить можно! Ещё в начале февраля глава Усть-Абаканского района, г-жа Егорова, пыталась выбить финансирование из бюджета республики на организацию такого приюта на подконтрольной ей территории.
Если сначала вопрос о том, для чего ей нужны эти дополнительные проблемы, всё-таки возникал, то впоследствии, если пораскинуть мозгами, всё более-менее стало понятно. Во-первых, это вливание средств в районный бюджет из республиканского. Во-вторых, отследить количество растраченных средств крайне сложно даже при внезапной проверке. Напомним – средства на содержание каждого барбоса выделяются немалые, около 10 000 рублей в месяц!
Стоит отметить и ещё один немаловажный факт – в том же Усть-Абакане бродячих собак нисколько не меньше, чем в других муниципалитетах, если вообще не больше. Однако хоть сколько-то заметных мер по их отлову не предпринималось. Почему так? Вполне может быть, что гораздо выгоднее было дождаться финансовых вливаний из республики на постройку приюта, чем тратить деньги на отлов и операции собакам.
При этом в соседнем Черногорске мэр заявил о том, что средства на борьбу с дикими сворами выделены, подрядчики найдены, и работа по отлову идёт полным ходом. Хотя, назвать «полным ходом» отлов всего 50 собак с начала года – так себе результат, при общем количестве их на весь город. Но сам факт – хотя бы отчитался о проводимых мероприятиях.
Ну а что же происходит в Усть-Абакане, за который отвечает его глава Нина Леонченко? Да, в общем-то, и ничего. И даже, как бы сказать, намечается движение в отрицательную сторону. Как так получается, сейчас поясним. В посёлок нас попросили приехать жители района Гидролизный, для того, чтобы показать кое-что, на первый взгляд не связанное с бродячими собаками.
По их словам, буквально в черте данного муниципалитета, существует стихийная свалка мусора, которая теперь превратилась в скотомогильник. Выехав к указанному месту, наши журналисты собирались взглянуть на это своими глазами, чтобы проверить информацию, и если она подтверждается, то сделать фотоотчёт. Однако реальность внесла коррективы в намерения.
Да, действительно, свалку мусора и скотомогильник мы обнаружили на указанном месте. Вот только там нас ждала «комиссия по встрече» из десятка псов, размером приблизительно с овчарку. Стая устроила себе шикарное пиршество в этой куче и расставаться с едой не собиралась. Поэтому все они бросились на наших журналистов, и спастись от клыков удалось только резвым отступлением в машину.
Поверьте, в этот момент было совсем не до фото. С помощью мощной петарды собак всё же удалось обратить в бегство, но к тому моменту, когда можно было выйти из машины, снимать их было уже поздно – последняя скрылась в кустах. Почему-то, не имея никакого оружия, преследовать их ради кадра не было никакого желания. А скотомогильник – вот он на фото ниже.
Очень интересно, а чем же таким срочным занимается глава поссовета, если вот такая жуть находится практически под носом? Читает и комментирует статьи «Пульса Хакасии»? Мы спросили у жителей, почему эту информацию предоставили именно нам, а не главе посёлка? Ответ был прост: «долго ответных действий ждать». А так, через СМИ, может быть и получится раскачать быстрее.
Помимо вот этого самого, прямо скажем – отвратительного зрелища (не говоря о запахе), получается и ещё более неприглядный момент. Если в других населённых пунктах (в том же Черногорске) признают проблему с расплодившимися стаями бродячих и агрессивных собак, намечают пути решения и претворяют в действия, то в вотчине г-жи Леонченко этого не происходит.
Здесь мало того, что в упор, похоже, не замечают бродячих собак, а также жалоб жителей на это, так ещё и не устраняют такую «столовую» под боком! Как нам с юмором пояснили граждане, рассказавшие об этой свалке – «а может, это у них задумка такая!». И уточнили в том плане, что, мол, глава района только собралась приют делать, а глава поссовета на опережение пошла – приманит собачек такой привадой, наловит, и вот уже постояльцы для приюта готовы, можно прям в Усть-Абакане организовывать, не сходя с места.
Юмор, конечно, юмором, однако кто ж знает этих двух загадочных женщин, которые то врозь, то вместе, то опять каждая на себя одеяло перетягивают…
Борис Игнатенко