В Ширинском районе Хакасии состоялась встреча с местными жителями, а также главами и депутатами сельских советов, которые выступили против образования единого муниципального округа. Участниками встречи стали также представители Общероссийского народного фронта и средств массовой информации региона.
Александр Мяхар – общественный деятель:
– Мы собрались, чтобы поговорить о наболевшем, в частности, что происходит сегодня в Ширинском районе. Основная цель – передать республиканской власти то, с чем вы не согласны. Все пожелания и предложения будут зафиксированы и приняты к сведению.
Глава Беренжакского сельсовета Андрей Владимирович Голышкин:
– Вы все знаете, что в 2019 году был принят Федеральный закон №87, вносящий поправки в закон №131 о местном самоуправлении. Эти поправки предполагают создание муниципальных округов вместо обычных районов. Глава Ширинского района Сергей Николаевич Зайцев решил воплотить в жизнь пилотный проект и создать муниципальный округ. Но проблема в том, что в ФЗ №87 есть абзац, который предусматривает добровольное согласие всех сельских советов объединения в единый муниципальный округ. И если хотя бы два или более сельских советов не дают согласие, то объединение не состоится. В нашем районе этот процесс начали, как мы считаем, не совсем правильно. Нет никаких регламентирующих документов, которые бы описывали структуру района после таких преобразований, в том числе распределение финансов, полномочий между районами и тем, что останется от сельсоветов. Вместо этого всем нам без каких-либо разъяснений предложили проголосовать «за». Без четкого понимания, что будет представлять из себя этот округ. В то же время мы узнаем, что в самых крупных сельсоветах (Ширинском, Туимском, Жемчужненском, Коммунаровском) уже проходят общественные слушания и идет голосование за образование округа.
Мы обратились с вопросами к Сергею Николаевичу, чтобы для начала он объяснил, каким будет этот округ, так как вопросов накопилось очень много. Но нам ответили, что все будет объяснено позже. На данный момент он является действующим главой Ширинского района, но вышел на работу лишь две недели назад. С апреля его обязанности выполнял Андрей Андреевич Диринг. Сергей Николаевич был то в отпуске, то на больничном, то опять в отпуске… Но все указания всегда шли непосредственно от него.
Но так как достоверная информация продолжительное время отсутствовала, мы воспользовались Интернетом и сами стали смотреть, где именно проходят такие объединения, проанализировав отзывы «за» и «против». Я, к примеру, посмотрел Кемеровскую, Волгоградскую, Московскую области, Алтайский край. Выяснилось, что основная цель реформы – сокращение муниципальных расходов, в том числе на муниципальный аппарат, которые возможны только в одном случае – уменьшение числа сельских советов и объединение их в один муниципальный округ. К примеру, в Кемеровской области в районах остается по 5-6 сельских советов. Количество населенных пунктов в сельсоветах в среднем варьируется от 6 до 12 (максимально от 18 до 20 населенных пунктов в одном сельсовете). Они будут называться сельскими поселениями. Вопрос – какая в этом случае перспектива? Мелкие сельсоветы будут закрываться и объединяться, а ситуация такая, что в принципе район не занимается проблемами мелких поселений. Он, возможно, занимается проблемами Шира, Коммунара, Жемчужного из-за наличия многоэтажных домов и численности населения. Нашими же проблемами занимаемся только мы – главы сельсоветов. И если возникает какая-то проблема, то решать ее приходиться только нам, своими силами и ресурсами.
Александр Мяхар – общественный деятель:
– Создание муниципального округа в других районах республики возможно?
Глава Беренжакского сельсовета Андрей Владимирович Голышкин:
– Наверно возможно, трудно судить по другим районам, мы мало с кем общаемся. Но, к примеру, в правительстве РХ я неоднократно слышал высказывания, что только Ширинский район проблемный, где главы сельсоветов сами обращаются в Минфин или другие министерства, сами себе что-то добывают, просят как-то помочь, оказать содействие. По высказываниям некоторых работников правительства Хакасии во всех других районах этим занимаются главы муниципалитетов.
Получается, возникла такая ситуация, что Сергей Николаевич захотел создать в Ширинском районе муниципальный округ, проанализировав самостоятельно все «за» и «против», мы поняли, что для наших сельсоветов это означает крах, особенно для отдаленных населенных пунктов и деревень.
Глава Соленоозерного сельсовета Александр Павлович Никитин:
– Сегодня местные жители имеют шаговую доступность к власти. На местах есть сельсовет, куда человек может в любой момент обратиться с проблемой. Что будет завтра? Создадут объединение, куда простым гражданам, чтобы обратиться за помощью, нужно ехать в район. И не факт, что в районе, где находится пятнадцать поселений, они дойдут до главы муниципального округа, чтобы их приняли и выслушали.
Ссоры, раздоры между жителями – все это сегодня решается в рамках местного самоуправления. Жители обращаются к Совету депутатов, главе сельсовета и на месте мы решаем эти вопросы. Так, 19 февраля в районе побывал глава РХ Валентин Коновалов и первый вопрос, который прозвучал в его адрес: «Скажите, Валентин Олегович, сегодня Сергей Николаевич выступает с таким заявлением, что по поручению главы РХ, Ширинский район хотят объединять в муниципальный округ, это действительно так?». На что он ответил: «Да, разговор такой был, но письменного поручения главе района не поступало».
Когда в Ширинском районе началась такая реформа, первое, что было сделано районным управлением: 11 января был издан приказ начальника Финансового управления администрации муниципального образования Ширинского района Людмилы Михайловны Шаманской о том, что все поселения должны муниципальный кредит. Нам четко дали понять, что если мы будем против, то с нас потребуют эти средства. Первоначально это было объявлено всем, но потом, по мере того, как проходили голосования и тем, кто голосовал за создание муниципального округа эти, кредиты были реструктуризированы или пролонгированы. С ними вопрос был решен, и остались только пять поселений, которые выступают против данной муниципальной реформы. И пока никаких действий нет. Мы писали письма в адрес главы РХ, Минфина региона, Верховный Совет и получили ответ, что данная процедура на усмотрение районов. А от нас теперь требуют и новый КБК (код бюджетной классификации), куда будут поступать все денежные средства, в том числе дотации от республики, а также целевые бюджетные средства (дорожный фонд) и т.д. Не попадает под КБК только земельный и имущественный налоги. Сегодня завершается февраль, дотации поселениям уже перечислены, кроме пяти. Объясняют это тем, что мы не предоставили КБК для списания бюджетных кредитов. Это влечет невыплату заработной платы, непогашение коммунальных услуг и т.д.
Но даже те поселения, которые довели КБК, не могут разобраться. Все это приведет к нецелевому использованию денежных средств, что повлечет уголовное наказание и главы. И даже если сегодня с нас снимут эти денежные средства в счет погашения муниципального кредита, то каким образом мы потом их восстановим в ту или иную статью. Земельный и имущественный налог они не изымают, все остальные средства, которые поступят на этот счет, будут изыматься в счет погашения бюджетного кредита. Суммы кредитов у всех разные. На нашем поселении, к примеру, 507 тысяч рублей.
На моем поселении пока долгов нет, но знаю, что у некоторых коллег уже начал расти долг по заработной плате. Мы даже писали ходатайство и на имя Сергея Николаевича, на что получили ответ от и.о. Андрея Андреевича Диринга.
Мы все понимаем. Может быть, в чем-то и есть плюсы таких преобразований, но сегодня получается, что 19 февраля у нас прошла районная сессия депутатов, где были рассмотрены текущие вопросы, в том числе и отстранение главы района от занимаемой должности. Большинство депутатов проголосовали «против», мотивируя тем, что глава района избран народом и мы не можем его отстранить от занимаемой должности.
Один из местных жителей высказал свое мнение:
– Для чего это делается, не ясно. Проблем в районе много. Это и дороги, и образование, и медицина. Но народ ведь прав, что от такой реформы будет только хуже. Я, к примеру, гипертоник и уже две недели жду терапевта, который никак не может приехать. Главы сельсоветов в экстренных случаях берут свой транспорт и отвозят пациента до медпункта. Так, в Целинном – один врач на три поселения. У нас был хороший медик, она отработала 2,5 года, но сейчас после Нового года уволилась. Основная причина – заработная плата. Сегодня в селе живу 750 человек, на которых положено три медика. Я разговаривал с главврачом Ширинской межрайонной больницы Натальей Михайловной Угдыжековой, спросив ее, почему от нас уезжают хорошие медики, на что ее ответ меня просто поразил. Она сказала, что у нее есть муж, вот пусть он ее обеспечивает и содержит.
Местные жители помогали ей, чем могли, а также Совет депутатов: нашли жилье, обеспечивали топливом, но именно районные власти должны были предоставить ей муниципальное жилье. Для всех молодых специалистов, в том числе работников образования и культуры, это главное условие. Но со стороны района нет никаких действий, чтобы этот процесс как-то ускорить.
Глава Фыркальского сельсовета Светлана Геннадьевна Вашкевич:
– Сейчас мое мнение такое, что губернатор занимает второе положение. Главный – Сергей Николаевич, как он решит, так и будет. Почему так, мы не понимаем? Губернатор ведь избран народом. Он должен нести ответственность не перед Сергеем Николаевичем, а прислушиваться к населению, обращая внимание на медицину, дороги, автобусы. Почему губернатор не хочет вмешаться в сложившуюся ситуацию, мы понять не можем. Надеялись, что Сергей Иванович (Меняйло) на нас обратит внимание, так как глава Хакасии нас не слышит. Мы не знаем, в какие двери стучаться, хотя население нас во всем поддерживает.
Глава Беренжакского сельсовета Андрей Владимирович Голышкин:
– Мы все пятеро задавали Валентину Олеговичу вопрос по финансам, что с выплатой бюджетных кредитов. Никакого внятного ответа так и не получили. Разговор все время переводился на муниципальный округ.
Ремарка по бюджетным кредитам следующая: эти средства выдавались всем сельсоветам в период с 2015-2017 гг. на выплату заработной платы. В те годы Виктор Михайлович Зимин не закладывал в бюджеты сельских советов даже зарплату в полном объеме, не говоря уже о выплате налогов. И нам давали эти кредиты, чтобы выплатить зарплату. По сельсоветам разные суммы. У меня, к примеру, было около 2,5 млн рублей. Но в чем проблема? Мы понимаем, что рано или поздно эти кредиты придется выплачивать, но район ежегодно продлевал эту выплату. Нас не предупредили, что теперь мы обязаны их возместить. В такой сложной ситуации оказались не только главы сельских поселений, но и бухгалтерия. И так как эти кредиты каждый год продлевают, мы не заложили их выплату в свои бюджеты. К примеру, только по нашему сельсовету нужно выплатить 1 млн 173 тысячи рублей. Вот из-за этого и возникла проблема с выплатой заработной платы. В нашем сельсовете ситуация лучше, так как у нас были внеплановые налоговые поступления с прошлого года и бухгалтер предложила сделать из них запас. Ведь неизвестно, пойдут ли вовремя дотации… Сейчас нас спасает около 1 млн 900 тысяч рублей. В течение полугода за счет этого мы сможем выплачивать заработную плату. Это запас средств, которые мы не потратили на другие нужды: детские площадки, освещение, благоустройство и т.д. Смотрите, какая будет схема: сельский совет депутатов и глава ликвидируются, появится управляющий, который будет назначаться районной администрацией. У него будет смета. Мы по такой схеме работали примерно с середины 90-х до 2005 года. Управляющему дают смету, за пределы которой он не может выйти, и если он чем-то недоволен, то его в любой момент могут уволить. Сейчас от должности может отстранить Совет депутатов, и то на это нужны весомые обстоятельства. Снять главу сельсовета можно только в случае гибели, а также если его признают недееспособным или наличия обвинительного приговора суда. Ну и на добровольной основе.
Глава Фыркальского сельсовета Светлана Геннадьевна Вашкевич:
– Сейчас глава подчиняется населению, он избран жителями и несет перед ними ответ, а потом он будет назначенцем и отвечать только за то, что скажет ему районная администрация. У всех проблемы разные, и как они будут их решать, непонятно.
Глава Беренжакского сельсовета Андрей Владимирович Голышкин:
– Все мелкие неурядицы обычно решают сельские советы. Район не допросишься. Если ликвидировать сельсоветы и останется управляющий, он не будет решать мелкие проблемы населения. К примеру, искать машину, чтобы доставить больного в поликлинику, отремонтировать скорую или чем-то помочь медику. Эти проблемы решают именно главы сельсоветов. У них есть на это права, полномочия, свой бюджет, который они могут совместно с Советом депутатов как-то перераспределить, если в этом возникает необходимость (перенести с одной статьи на другую). Мы прожили по этой схеме до 2005 года и с 2006 – ушли от нее как неэффективной. К примеру, в нашем сельсовете в то время глава продал все, чтобы приобрести солярку для дизеля. Тогда в Беренжаке не было центрального света, а был дизель. Утром два часа свет и вечером три. Все зависело от того, сколько будет солярки. Продали все, что могли: двухэтажную базу отдыха, два недостроенных двухквартирных дома и т.д. Даже металлолом собирали и возили в Шира, чтобы приобрести спецодежду, верхонки и т.д. Вопрос в другом – продавать уже нечего, все уже давным-давно распродано.
Глава Спиринского сельсовета Игорь Николаевич Поздняк:
– Сейчас происходит уничтожение уровней власти, и самый нижний из них – местное самоуправление. Не войдя в муниципальный округ, нас уже уничтожают: путем шантажа и дотаций, которые в течение трех недель поступили для сельсоветов, а до тех, кто в оппозиции, до сих пор не дошли. По кредитам такая же ситуация. Республика выделила средства на их погашение, но до нас они опять же не дошли. Наша власть поселения – самая близкая власть к народу, которая помогает решить проблемы людей, проживающих на наших территориях. Если вы затеяли провести такую реформу, то должен быть проект и народ также должен быть в курсе всего происходящего. И поскольку письменного поручения главы РХ по этому поводу не поступало, то и вопроса этого не должно было быть. Нас вводят в заблуждение, и я бы назвал это все обманом. По сути, это все инициатива одного физического лица. Публичные слушания проходили в 10:00, когда люди находились на работе. Всего 66 человек административных работников приняли решение создать единый муниципальный округ. Но сегодня в Шира проживает 9,5 тысячи человек. Я лично проводил общественные слушания в трех населенных пунктах, где высказали мнение единогласно около 80 человек, то есть в небольшом поселении люди были в курсе, о чем идет речь, и приняли решение. А в больших населенных пунктах принимают решение административные работники, а не народ. В течение двух месяцев депутатов в прямом смысле измучили: били стекла в машинах и оказывали моральное давление, в связи с чем некоторые из них – сложили полномочия, поменяли регламент, внесли изменения в устав. В итоге часть депутатов приняла решение в пользу создания единого муниципального округа, минуя мнение народа.
В Коммунаре четыре депутата под давлением сложили свои полномочия еще в декабре-январе. По закону результаты публичных слушаний носят для Совета депутатов не обязательный, а рекомендательный характер. Но легитимность этих слушаний такова: в Жемчужном живет около 1000 человек, а в слушаниях приняли участие всего 24, а в Шира – 66. У меня население 135 человек, в числе которых дети и неходячие люди преклонного возраста, а на публичных слушаниях было – 60. Воздержавшихся из них ни одного, а против проголосовали – 60. И буквально вчера Сергей Николаевич предлагал все-таки принять другое решение и проголосовать за образование муниципального округа. Но я ответил, что меня выбрали люди и как они решили, так и будет.
Две недели назад мы ездили на встречу с Ириной Николаевной Емельяновой и спросили ее, почему именно Ширинский район. На что она ответила, что во всех остальных районах Хакасии отказались от этой идеи, а только Сергей Николаевич Зайцев ее одобрил.
Причем он угрожал депутатам, которые не пойдут голосовать за создание муниципального округа, в том числе и увольнением. Главу муниципального округа могут назначить, но не избирать жители района. Поэтому мы думаем, что причина именно в такой спешной реформе, которая сегодня проходит добровольно-принудительно. Где гарантии, что они внесут в устав тот проект, что глава муниципального района будет избираться, а не назначаться. Отсюда и недоверие к власти, так как реформа началась с обмана и шантажа.
Глава Беренжакского сельсовета Андрей Владимирович Голышкин:
– Поэтому мы и обозначили свою четкую позицию: сначала вы разработаете все необходимые нормативно-правовые документы, а потом уже будем обсуждать, нужен нам такой округ или нет. Сейчас же как предлагают: вы главное все за его создание проголосуйте, а что будет – неизвестно. Вчера на публичных случаях Сергей Николаевич сказал, что мы сами напишем законы, по которым будет жить округ. Цитирую его слова: «Я выторговал у республики такую преференцию». Получается, что он этого даже не скрывает и открыто об этом заявляет. Но вопрос в другом, мы – это кто? Сергей Николаевич сам под себя будет писать законы? Сейчас он предлагает проголосовать за образование округа, а потом будет писать законы? Что у нас тогда получится? Ведь, когда мы согласимся, он напишет все, что захочет.
Главная проблема медицины – отсутствие во многих сельсоветах свободного муниципального жилья. Но Сергей Николаевич говорит, что сфера здравоохранения – это полномочия республики. Беда в том, что районная администрация не решает эти проблемы.
В 2016 году у нас построили ФАП, есть даже своя скорая, но врачи приезжают примерно раз в полгода. В последний раз медики были в деревне осенью, где-то в сентябре. Можно же объявить конкурс и пригласить врача, но в администрации нет ни одной муниципальной квартиры. В 90-е годы распродали и приватизировали абсолютно все. Мы выживали только за счет спонсорской помощи артели старателей «Сибирь». Они покупали уголь, оплачивали электроэнергию, давали горючее. Все это основные статьи расходов, иначе нам не на чем было бы ездить. При фонде заработной платы в два миллиона рублей в год, закладывалось всего 800 тысяч рублей. Они, конечно, не могли платить нам заработную плату, но помогали, чем могли: углем, электроэнергией, запчастями, в том числе и для пожарных машин. Ведь на сельсовете и пожарная часть своя. Мы тупиковая деревня в шестидесяти километрах от райцентра, и расчетное время прибытия пожарной машины – 1 час 20 минут. Сейчас за счет того, что сельсоветам стали давать целевые средства на пожарную безопасность, мы за два года смогли откапиталить оба пожарных автомобиля, полностью укомплектовать и взять массу дополнительного оборудования, а также реконструировать гараж. Сейчас у нас в эксплуатации две пожарные машины и патрульно-дежурная (УАЗ, предназначенный для лесных пожаров). С образованием муниципального округа программы, в которых сегодня могут участвовать сельские советы, в том числе и федеральные, у нас заберут. И тот управляющий, который будет назначен, ничем не будет обязан народу, Совету депутатов и т.д.
Еще одна серьезная проблема. К примеру, в Беренжаке сельсовет – это десять рабочих мест, в числе которых пожарные, кочегары, завхозы, водители, уборщицы. Столько же рабочих мест и в школе, по одной на почте и в библиотеке, а также два лесника и двое трудятся на ФАПе. Получается, что закрытие сельсовета – это потеря практически половины рабочих мест. Никакой другой работы в деревне больше нет. Получается, что работать вообще будет негде.
Крестьян Крестьянович Шенкнехт – индивидуальный предприниматель, депутат Соленоозерного сельсовета второго созыва. Был главой села с 1999-2003 гг.:
– История повторяется. Помню, как подобную встречу в свое время организовал Владимир Николаевич Штыгашев, где по поручению глав сельсоветов мне доверили выступить в зале Верховного Совета и передать слушателям общее мнение по поводу таких преобразований. Районный уровень тогда представлял собой государственный орган власти, а сельсоветы –местное самоуправление. И что думаете? После моего выступления, где присутствовали представители 96 муниципальных образований, Владимир Николаевич сказал, что районной власти быть. Я пояснил присутствующим, что нас ждет после таких преобразований.
И вот они начали придумывать, как этой власти быть. Получается, что все имущество Ширинского района будет переведено в Абакан, а оттуда уже формально на бумагах ее передадут в управление районом. Понимаете, да? После чего проходит третий, четвертый, пятый год. Владимир Штыгашев посчитал ошибкой преобразование районной власти во второй уровень муниципального образования. А сегодня вновь предлагается ликвидация сельских поселений. Ведь тогда его ответ не устроил людей. В зале Верховного Совета присутствовало 80 человек. Я был уполномоченным от сельского сельсовета провести эту реорганизацию: публичные слушания и вынесение решения комитетов сельских депутатов.
На эту сцену Сергей Николаевич Зайцев выходил трижды и ни разу не мог ответить, что же будет. Но я точно знаю, что будет ликвидация сельсоветов и их глав. Но открыто этого так нигде и не прозвучало, были лишь завуалированные ответы на вопросы.
К примеру, к нам ездит депутат Верховного Совета Владимир Николаевич Санников, который уже получил миллиарды на развитие животноводческих комплексов за счет государственных программ. При этом софинансирование республики –минимальное (около 10%). И я поинтересовался у глав Сонского совхоза, Борца, Целинного, Востока и т.д. Сколько же в сельских советах у них доходная часть. И что вы думаете? У них хуже, чем в нашем сельсовете. Владимир Санников хоть раз отчитался, сколько налоговых доходов он вносит за эти территории? Сегодня у нас работают четыре фермера и я как индивидуальный предприниматель. На этом и есть все производство села. К примеру, в этом году мы с сыном заплатили земельный налог в размере 230 тысяч рублей. Ведь для сельсовета это хорошее подспорье. Но вся беда в том, что эти налоги платятся в первом квартале, чтобы вы понимали. Получается, что физические лица платят один раз в год, а юридические – квартально. Сейчас мы, как спонсоры, будем делать и ремонт местного клуба. И свои налоги выплачиваем раньше времени.
Также хотелось бы отметить, что сегодня президент Татарстана высказался против этой реформы. А вы знаете, что это одна из самых развитых республик в России.
Когда мы избрали главой РХ Валентина Коновалова, я лично звонил Владимиру Штыгашеву и просил помочь. При встрече с главой РХ я спросил его про финансы, а также и о создании в районе муниципального округа, на что он просто отрекся от ответа.
Поэтому я настоятельно рекомендую эту проблему решить через прокуратуру в интересах третьих лиц. Сегодня главная цель – поставить точку в законе. Два и более муниципальных образования против создания муниципального округа, а значит, этот вопрос должен быть снят с повестки дня.
P.S. Очень выразительным было мнение одного жителя на собрании:
- Вы видели, как Сергей Зайцев бросил по-борцовски через бедро журналиста? Вот если убрать сельские советы, если Зайцева будут назначать, то простому жителю и в администрацию района будет не пробиться в лучшем случае, а в худшем с ним поступят так же, как и с журналистом – через бедро!
Также доступен видеоотчёт о встрече с жителями Ширинского района:
Бунт или борьба за свои права? Жители сёл Ширинского района Хакасии…
Как всё-таки Зайцев за кресло главы района держится.Сейчас ему нужно освобождать кресло главы района по требованию прокуратуры.Так он хочет через создание муниципального округа опять избраться.А Зайцев со своим другом Абреком всегда побеждают на выборах за счёт грязных технологий,тратя на эти незаконные дела десятки миллионов рублей.Как говорится, сколько верёвочке не виться,конец всё равно будет.У Зайца в этом деле только личный,шкурный интерес.Проблемы людей для него давно уже пустой звук.