ДомойКультураМосковский театральный критик Екатерина Морозова оценила спектакли театра «Читiген»

Московский театральный критик Екатерина Морозова оценила спектакли театра «Читiген»

-

1 декабря состоялось обсуждение спектаклей Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» театральным критиком Екатериной Морозовой в рамках проекта Союза театральных деятелей России «Командировка театральных критиков в театры регионов». За три дня, с 28 по 30 ноября, Екатерина Борисовна посмотрела спектакли: лирический хоррор «Чанар Хус», легенду о хайджи «Ахол», мелодраму «Наа Чурт ас» (Эволюция).

Обсуждение спектаклей было ярким, эмоционально наполненным и убедительным, переходящим в живой разговор с создателями постановок: драматургами, режиссерами, артистами, художниками. Екатерина Морозова сразу отметила, что труппа Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» в очень хорошем профессиональном состоянии: есть внутренняя упругость, чувствование партнера, открытость к режиссерским предложениям.

Лирический хоррор по мотивам старинной хакасской легенды «Чанар Хус» вызвал у театрального критика много вопросов к режиссеру, ей хотелось бы подробней увидеть историю главного героя его мучения, как в его метаниях и взаимоотношения отражается тема силы, властности. Ничуть не сомневаясь в том, что «Чанар Хус» пользуется большим успехом у молодежной аудитории Хакасии.

Спектакль «Ахол» Екатерина Морозова видела на разных площадках, раннее на фестивале «Русский остров» в 2019 году: Обращение к легенде это самый лучший вариант. Большая ответственность ложится на режиссера. Как режиссер соотнесет на сцене мифический мир, персонажи которого должны ожить через драматургию. Как сделать понятной и доступной мифологию, чтобы он не остался в пространстве сказки?

В «Ахоле» И.Топоева, в постановке режиссера Саяны Ултургашевой все удалось: прекрасная сценическая картинка, эффектная красивая исполнительница, очень деликатно вплетена тема шаманизма, чтобы было с одной стороны зрелищно и не было концертным выступлением. Любовная тема представлена, характерен момент, когда монументальный мужчина (герой Ахол – Олег Чебодаев) трогает за косички Айарыг – ухаживание. Костюмы как часть сценической культуры – очень красивая картинка. Замечательна сцена Горной Девы, комичность персонажа Вероники Ивандаевой создает реальность миру, в которую попадает Ахол.

Большое внимание Екатерина Борисовна уделила разбору спектакля «Наа Чурт ас» (Эволюция) А.Сагатаева – первой большой дебютной работе Каскара Чаптыкова в качестве режиссера постановки: Очень хорошая работа, такая убедительная игра, хорошо выстроены образы, живые персонажи, в общей теме все понятно. Мне очень понравилась пара родителей (артисты Валерий Топоев и Вероника Ивандаева). Я просто оказалась в хакасском поселке, деревне, настолько убедительная позиция родителей с одной стороны, с другой стороны очень хорошо простроены внутренние взаимоотношения мужа с его прекрасной женой. Детальность и подробность важна в таких постановках, если в «Чанар Хусе» и «Ахоле» – тема обобщения, то здесь нужно простое бытование, при достаточно сдержанном сценическом пространстве, возможностях света.

5+ от театрального критика получила актриса Элмира Аманбаева, сыгравшая тетю Нюру в спектакле «Наа Чурт ас»: Вы тетя Нюра всех деревень, собирательный образ, которая все знает про всех, всем все расскажет. Режиссера поздравляю с вводом актрисы на роль, я получила огромное удовольствие от вашей игры. Вы мне понравились и в драме «Холодная земля» в роли матери на фестивале «Федерация-2020» в Грозном.

В спектакле «Наа Чурт ас» используется культура образов и символов восточного условного театра – это большое достоинство. Любая бытовая история хороша, но если она имеет внутри себя темы, которые возвышаются над простой деревенской историей до высот человеческого бытия это намного важнее. Все молодцы: драматурги, режиссеры, актеры – ансамблевая работа, но право первенства принадлежит режиссеру.

Театральный критик также дала массу конструктивных рекомендаций, подробно разобрала сценические моменты, которые ее удивили, порадовали или озадачили.

Коллектив Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» получил бесценный опыт взаимодействия с живой реакцией и экспертным мнением театрального критика, театроведа Екатерины Морозовой, кандидата искусствоведения, доцента Театральной школы Константина Райкина, педагога Российского института театрального искусства ГИТИС, Высшей школы сценических искусств Г.Г.Дадамяна.

Информация предоставлена литературной частью ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген»

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x