Социальные реформы последних десятилетий породили не только расслоение в обществе, но и массу негативных проявлений – наркоманию, повальный алкоголизм, безработицу и бродяжничество.

Государство пытается противостоять этим явлениям, тратит бюджетные средства, расширяет полномочия и численность правоохранительных органов, социальных служб, усиливает пропаганду борьбы с негативными явлениями. Но результаты этой работы пока скромные, а количество граждан, оказавшихся в жестком цейтноте жизненных реалий, только растет. И среди них много молодежи и людей среднего возраста.

На этом фоне появились многочисленные общественные организации и фонды, которые заявляют о своей помощи гражданам, попавшим в беду. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

В Абакане и Хакасии тоже есть подобные организации, как правило они все входят в единую федеральную сеть, ее масштабы поражают.

Во-первых, действует она практически полулегально, оговаривая в своих рекламных листовках и буклетах свой статус общественного объединения в социальной сфере. Попутно заявляя, что оказывает помощь нарко-алкозависимым, бездомным гражданам. Многие жители республики видели эти плакаты, визитки, объявления.

Во-вторых, это в свою очередь означает и хорошо поставленную сеть распространения рекламы своих услуг.

И многие граждане попадаются на эту уловку. Один из них – 32-летний житель Абазы Игорь М., который оказался «клиентом» одного из таких центров помощи. Он попал в по-настоящему трудную ситуацию, лишился работы, семьи, остался практически без средств к существованию. Но в родном городе он не смог найти себя в новом статусе и решился на поездку в Абакан, где есть возможность трудоустроиться и устроить свои бытовые проблемы. По его словам, после нескольких дней скитаний по республиканской столице и попытках найти работу, он решил обратится за помощью, о которой можно узнать практически с каждого фасада и столба в городе. И его быстро взяли в оборот.

После звонка по указанному в объявлении телефону через несколько минут приехала машина, Игоря доставили в квартиру в центре Абакана. Провели беседу и записали данные паспорта, номер телефона, контакты ближайших родственников. После предоставили спальное место – матрац на полу в комнате, где уже находились четверо мужчин одного приблизительно возраста и с похожими судьбами. Одного из них привезли буквально за несколько часов до появления Игоря в таком центре помощи.

«Устав» проживания в нем сродни монастырскому или в учреждении исполнения наказаний: строгий, жесткий, расписанный по часам. Ранний подъем, завтрак от «хозяйки» – женщины, которая вместе с супругом и ребенком проживает в той же квартире; супруг выполняет роль руководителя конкретно этого центра.

Дальше – больше: Игорю на выбор была представлена работа на стройке или сбор стеклотары или металла; после проверки в течение двух-трех недель было гарантировано проживание. Однако это предложение с подвохом – прозвучал намек, что за это время также проверят и биографические данные Игоря М., а после направят в Иркутск, Новосибирск, Красноярск, где действуют аналогичные центры. Мотив – выдернуть новоприбывшего из обычной среды для «реабилитации», но по сути – рабства.

Это стало очевидным сразу после того, как Игорь, взвесив все «за» и «против», решился покинуть квартиру. Но его отказались выпускать, заявив, что он уже дал согласие на проживание в центре и выполнение условий его руководителей относительно работы и режима дня.

Только после того, как наш герой заявил намерение разбить окна и выпрыгнуть на улицу (квартира на первом этаже), его выпустили с угрозой, что теперь его данные в базе и ему будет отказано в любой помощи в любом филиале центра, а также – угрозы физической расправы, если информация о центре будет донесена до правоохранителей.

Теперь о другой стороне проблемы. Для начала – вопрос «прикрытия» деятельности центров под видом общественного объединения. Данный статус явно помогает избегать общения с надзорниками и полицией, хотя участковый уполномоченный наверняка знает, что на его участке существует такой центр.

Следующий аспект – судьбы клиентов таких центров. Только в Абакане их существует больше десятка, при этом есть и женские центры. Ежедневно этих людей «выводят на работы», за выполнение которых деньги уходят на содержание центров, питание проживающих и так далее. И чтобы избегнуть лишних вопросов центры в разных городах обмениваются своими постояльцами. О соблюдении трудовых и социальных прав речь даже не идет.

Еще одна деталь – явно организованная по принципу сети работа всей организации. И можно только догадываться, какие суммы находятся в обороте всей сети и конкретных филиалов, если учесть наличие квартир для проживания, транспорта, других предприятий – в сфере строительства, ЖКХ, утилизации ТКО, работы сторожами, дворниками и так далее.

Поднятая же абазинцем Игорем М. проблема явно глубока и масштабна, но государство в лице его органов явно не спешит разрушать эту систему, видя в ней альтернативу собственной ответственности.

Валерий Завадин

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments