Руководитель исполкома в ОНФ в Республике Хакасия Евгений Мамаев обратился в прокуратуру РХ с просьбой дать оценку правомерности направления расходов бюджета на финансирование РТС.
Насколько помню, одним из ярких предвыборных обещаний Коновалова было снижение расходов на СМИ. Однако что-то реализация этого обещания несколько застопорилась. Вот уже два года прошло, а воз и ныне там, пишет на своей странице в соцсетях Евгений Мамаев.
Если посмотреть на республиканский бюджет, то расходы на содержание РТС, то есть на республиканское телевидение и радио, составляют более 300 млн рублей за пять лет. Учитывая масштабное снижение собственных доходов (за 2019 и 2020 гг. бюджет получил на 9 млрд рублей меньше в сравнении с 2018 г.), нехватку средств на меры по борьбе с коронавирусом, поддержку медиков, ремонт школ, потребность в медицинском оборудовании и другое, то расход каждого бюджетного рубля должен быть обоснован жизненной необходимостью. И вот расходы на содержание телевидения и радио за счет бюджетных средств на этом фоне вызывают большие вопросы в их обоснованности.
Однако помимо вопросов о разумности и этической стороне направления бюджетных средств на пиар властей, а не, к примеру, на питание школьников и поддержку медиков, возникает вопрос о законности таких расходов.
Дело в том, что РТС создано как автономное учреждение (АУ). А в соответствии с законодательством АУ создается для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. С другой стороны, в соответствии с Бюджетным Кодексом (БК РФ) «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий». Также в соответствии с БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения.
Таким образом, АУ может быть создано и работать для реализации государственных полномочий, а бюджетные средства, в свою очередь, могут быть направлены на реализацию таких полномочий. Если же мы посмотрим, как осуществляется финансирование РТС, то увидим любопытные вещи. Так, финансирование проходит через отдельную подпрограмму государственной программы, целью которой указано «реализация конституционных прав граждан на доступ к социально значимой и официальной информации через средства массовой информации». Нюанс в том, что таких прав граждан нет ни в Конституции РФ, ни в Конституции РХ. Но даже если бы такое право было, то сам факт его существования не образует автоматически соответствующие полномочия государства, а соответственно и обязанности их финансирования. К примеру, право на свободу передвижения или свободы мысли и слова не образуют обязанности государства финансировать возможность реализации этого права.
Тем не менее, именно под указанным предлогом средства республиканского бюджета направляются на содержание РТС. Но на этом любопытные вещи не заканчиваются. В соответствии с законом об АУ «основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано». Чтобы понять, какая цель поставлена перед РТС, посмотрим на Устав:
«Основной целью деятельности Учреждения является выполнение задания Правительства по производству и распространению теле-радиопрограмм, иной продукции средства массовой информации (за исключением продукции печатного издания) в целях осуществления предусмотренного законодательством Российской Федерации полномочия органов государственной власти Республики Хакасия по обеспечению гарантий равенства политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами, с соблюдением обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации к организации и деятельности средств массовой информации (их редакций), и обеспечения прав граждан на территории Республики Хакасия на получение информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия».
По существу можно выделить два момента:
– во-первых, осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Хакасия по обеспечению гарантий равенства политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами;
– во-вторых, обеспечение прав граждан на территории Республики Хакасия на получение информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Хакасия.
По пункту первому следует отметить, что законодательством Российской Федерации действительно определены полномочия по контролю за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами. Эта деятельность регулируется Федеральным законом от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», которым указанные полномочия возложены на избирательные комиссии. И контроль за равенством доступа вовсе не предполагает деятельности по телерадиовещанию.
Ситуацию по пункту второму рассмотрели ранее – такое право граждан не зафиксировано законодательно, чтобы оно формировало полномочия, и обязанность для бюджета Республики Хакасии финансировать телерадиовещание.
Эти ключевые моменты, по мнению Евгения Мамаева, и вызывают вопросы о правомерности направления бюджетных средств на финансирование РТС. Однако если сомнения в правомерности обоснованы, то следом встает вопрос о действиях чиновников, что такие расходы утвердили и осуществили. В этом контексте целесообразно дать оценку ситуации на наличии состава правонарушения, предусмотренного ст. 285.1 («Нецелевое расходование средств») и 293 («Халатность») УК РФ.
Также он отметил, что не нужно трактовать приведенное обращение, как требование о закрытии РТС, тогда как речь идет исключительно о проверке правомерности его финансирования из республиканского бюджета.
Текст обращения для желающих ознакомиться с деталями прилагается.
iskh_249_rts_06-11-2020