Прокуратура Свердловской области провела пресс-конференцию, на которой прозвучали ответы на многие вопросы по расследованию трагедии на перевале Дятлова. В частности, на брифинге рассказали, почему в дни поисков в районе операции было много военных, обнаружили ли на одежде дятловцев следы радиации и почему дело было с грифом “секретно”. РИА Новости публикует самые важные моменты с пресс-конференции.
Про уголовное дело без номера
Первое, что смущает многих исследователей загадки перевала Дятлова: уголовное дело по факту смерти туристов датировано 6 февраля. В это время никто не мог знать, что с группой произошла трагедия. Только 12 февраля они должны были дойти до конечной точки маршрута — поселка Вижай — и послать телеграмму в институтский спортклуб. Поиски начали 20 февраля, 27-го нашли первых погибших. Но в прокуратуре объяснили, что при сдаче материалов в архив датой открытия уголовного дела считается дата первого документа в нем. Допрос от 6 февраля в материалах дела действительно есть, хотя непосредственного отношения к расследованию трагедии он не имеет.
Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Андрей Курьяков (именно он курирует новый этап расследования) уточнил, что этим документом является протокол допроса начальника части связи Вижайского лесоотряда. Свидетель дает показания, что в начале февраля он видел две группы туристов, но в разговоры с ними не вступал. Представитель прокуратуры предположил, что в дело по дятловцам данный допрос попал случайно, а так как это самый “свежий” из всех документов, то архивариус и поставил дату 6 февраля.
Также многих исследователей смущает, что у дела дятловцев нет номера. Однако Курьяков указал, что это обычная практика для того времени: “На всех уголовных делах, прекращенных в 1958–1959 годах, нет номеров”.
Про военных на месте поисков
То, что в городе Ивдель в дни поисковой операции было много военнослужащих, отмечали многие свидетели. Выехал туда даже командующий Уральским военным округом. Впрочем, как пояснили в прокуратуре, это было сделано, чтобы ускорить поиски. “Есть план операции, утвержденный Облисполкомом, по которому просили выделить войска для поисковой операции”.
Про записку прокурора Темпалова
Некоторое время назад тюменский писатель и исследователь загадки перевала Дятлова Олег Архипов нашел записку, которую прокурор города Ивделя Василий Темпалов оставил следователю по особо важным делам прокуратуры Свердловской области Владимиру Коротаеву. В ней говорилось, что Темпалова срочно вызвали в Свердловск “для доклада зам. прокурору РСФСР по уголовному делу по факту смерти туристов”. Казалось бы, ничего необычного. Но под этой запиской дата — 15 февраля. То есть написана она была вроде как за пять дней до официального начала поисков и за 12 дней до того, как обнаружили первые тела. Сторонники конспирологических версий считают эту записка доказательством того, что о смерти туристов в прокуратуре знали задолго до начала официальных поисков, а значит, теоретически, могли зачистить место трагедии.
Но в прокуратуре провели проверку и решили, что Темпалов просто ошибся с датой. На пресс-конференции рассказали, что служебку исследовал психолог. “Специалист пришел к выводу, что Темпалов был зациклен на событиях февраля, поэтому мог машинально поставить такую дату”.
Про гриф “секретно”
Долгое время дело дятловцев было засекречено, что питало почву для самых шокирующих предположений. Как объяснил Курьяков на пресс-конференции, дело было засекречено из-за одного-единственного документа — поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, сообщает новостной портал 74.ru. Этот документ продемонстрировали журналистам, так как гриф секретности уже снят.
Про подписку о неразглашении
Есть мнение, что со всех участников поисковой операции, да и вообще со всех, кто был задействован в расследовании трагедии, брали подписку о неразглашении. Писатель Олег Архипов рассказал РИА Новости, что держать язык за зубами велели даже судмедэкспертам, которые проводили вскрытие тел погибших. “Например, когда судмедэксперт Борис Алексеевич Возрожденный вернулся из командировки в Ивдель, начальник Свердловского областного бюро лично просил его коллег “вопросами по дятловцам Бориса Алексеевича не беспокоить”. Если бы это была обычная лавина, разве нужно было соблюдать такую секретность?” — удивляется писатель.
Впрочем, в надзорном ведомстве взятие со всех участников такого обязательства опровергли. Как отметил Курьяков, это была не подписка о неразглашении, а подписка об уведомлении свидетеля о том, что он должен говорить правду.
Про радиацию на одежде
Во время расследования 1959 года одежду туристов и образцы их внутренних органов направили на радиологическую экспертизу, показавшую, что на свитерах двух членов группы и на шароварах одного найдено “несколько завышенное количество радиоактивного вещества, являющегося бета-излучателем”. Сторонники так называемых техногенных теорий считают это доказательством того, что группа стала свидетелем неких секретных испытаний.
Прокурор подтвердил, что в материалах дела действительно есть данные о радиации на одежде туристов. Но из той экспертизы следует, что “бета-излучение (было) каким-то образом принесено, нанесено”. На вопрос, как это случилось, при каких обстоятельствах, ответит повторная экспертиза. “Мы их зададим с точки зрения современной техники и технологий”.
Про ход нового расследования
Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной отметил, что уже в марте этого года прокуроры Свердловской области полетят на перевал Дятлова. Место трагедии будет обследовано с привлечением специалистов в сфере геодезии, метрологии и сотрудников МЧС. Расследование планируют закончить в августе. Это связано с тем, что долго будут проводить экспертизы. Как приоритетные рассмотрят три версии гибели группы: лавина, ураган и снежная доска.
Андрей Курьяков добавил, что для уточнения причин трагедии может понадобиться эксгумация тел погибших: “Но это будет сделано только с согласия их родственников”.