Почему в Хакасии не создаются новые выгодные производства? Свой вариант ответа на этот вопрос дал общественный деятель Михаил Торосов после встречи с министром экономического развития и экс-главой минфина Хакасии. По мнению Торосова, проблема в «логике» министерства финансов, которое ради экономии нескольких миллионов бюджетных рублей готово упустить федеральные миллиарды.
Михаил Торосов пишет: «Корни проблемы министерства экономического развития РХ, которое изначально задумывалось как креативный созидательный инструмент для наращивания доходов региона и роста его промышленного потенциала, кроются ещё в далёком 1999 году. А именно в недальновидной реформе Алексея Лебедя по объединению его с министерством финансов, призванном, наоборот, стараться сокращать любые расходы, часто в том числе заложенные и на прирост производств (хоть главная задача всё же их оптимизация). Из этого вышел полный «алогизм» или противоречие здоровой логике.
В результате данной «реформы» новое скрещенное «Министерство финансов и экономики» полностью атрофировало в себе любые признаки и задатки, закладываемые ранее в Государственный комитет экономики РХ. Взяв на себя по сути роль просто министерства финансов, верстающего бюджет и обрезающего, на их взгляд, лишние траты.
Разделить их получилось только спустя 10 лет! Уже при новом губернаторе В.М. Зимине. Однако это уже не помогло избежать той плачевной инерции по дублированию функций министерства финансов, по которой специалисты двигались в течение десятка лет…
Министерство финансов РХ теперь безвозвратно заняло главенствующую роль в финансово-экономическом блоке республики, а любые экономические инициативы стали исходить только лишь от главы региона. В ситуации, когда таких инициатив от главы нет – наращивание экономического потенциала, производственных мощностей и создание новых рабочих мест предоставлено само себе. На откуп самих граждан. Людей, готовых рисковать личными, а чаще всего и заёмными средствами под какой-либо залог и внушительный банковский процент. А в случае неудачи несущих свои, частные, материальные потери.
На сегодняшний день мы пришли к тому, что министерство экономического развития взяло на себя роль некоего «кредитного агентства» и используется лишь как банк, только с более низким (по сравнению с коммерческим) процентом. Это сравнимо разве что с тем, как если автомат использовать как дубину или в качестве молотка. Полное отсутствие министерских инициатив (хотя бы по поиску новых пром. инвесторов, если не в создании региональных и муниципальных предприятий) и попыток раскачать заржавевшие механизмы некогда мощной хакасской промышленности или креативных идей в создании чего-либо нового – нами уже воспринимается как печальная данность. Есть ли из этого выход?
Выход, безусловно, есть. На мой взгляд, один из них – это назначение туда человека, который способен сломать старую, закостеневшую и не дающую экономический рост колею и перестроить её работу под новые непрерывно созидательные ориентиры, заменив, без лишних сантиментов, не поддающиеся новым реалиям и данным изменениям детали. Способный не только поставить работу своего министерства на новый лад, но и отстоять интересы и позицию перед ошибочно главенствующим сегодня министерством финансов, которому в этой связке природой была предначертана вторая роль.
Люди устали от предвыборных обещаний, от громких заголовков о скором появлении чего-либо, а спустя время – от наблюдений на этих местах лишь поросших травой пустырей и унылых чиновничьих оправданий о том, что они не смогли оформить необходимые для федеральных программ бумаги. Потому как логики (министерства финансов) в экономии нескольких миллионов и последующей потери из-за этого федеральных миллиардов – адекватной просто нет.
Мы забыли, что когда-то (а по историческим меркам совсем недавно) на этой земле что-то действительно строили и развивали, а качеством продукции этих заводов и фабрик ещё недавно гордились. Теперь же Хакасия больше похожа просто на голую степь, которую задарма разрывают и строят на ней, нет не заводы и фабрики, а дымящие угольные отвалы и самовозгорающиеся лигнинные полигоны, полностью игнорируя безопасность и здоровье рядом живущего населения.
Продолжение дел в текущем русле аналогично ящерице, которая с каждым разом теряет всё больший кусок своего хвоста, забывая о способности к регенерации или оправдывая это тем, что рост новой ткани займет у неё дополнительную энергию. Только в качестве тела ящерицы регион Хакасия, а её хвоста – с каждым годом всё более тающий республиканский бюджет».