Вне всякого сомнения, выборы главы Черногорска 2020 года войдут в историю не только с точки зрения результатов и хода компании, но и по юридическим аспектам. Напомним, что часть кандидатов на главу Черногорска были лишены регистрации по решению городского суда. Одним из кандидатов является Анастасия Филиппова, которая подала апелляцию в Верховный Суд Хакасии на решение черногорского суда, а также обратилась за поддержкой в ОНФ с письменным обращением.
Сегодня нашей редакции стало известно, что Анастасию Филиппову (и даже в большей части не её персонально, а сам принцип справедливости выборной системы) решил поддержать региональный ОНФ.
Региональное отделение ОНФ направило сегодня обращение в Верховный суд, которое мы публикуем.
ОБРАЩЕНИЕ
В Региональное отделение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Хакасия 27 августа 2020 года поступило обращение от кандидата на должность главы муниципального образования город Черногорск Филипповой А.В. с просьбой о помощи в восстановлении справедливости в ситуации с отменой регистрации ее на выборах главы муниципального образования город Черногорск в качестве кандидата. Решение об отмене регистрации было принято 17 августа 2020 года Черногорским городским судом Республики Хакасия по Делу № 2а-1403/2020. Изучив обстоятельства дела, считаю принятое решение несправедливым, нарушающим конституционные права Филипповой А.В. и подлежащем пересмотру по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций в 1948 году, «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичная норма закреплена в статье 3 Конституции Российской Федерации: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В соответствии со статьей 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Таким образом, право гражданина России быть избранными в органы власти (пассивное избирательное право) является основополагающим правом гражданина РФ, а также одним из фундаментальных прав человека, определяемых Всеобщей декларацией прав человека.
В соответствии со статьей 2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В соответствии со статьей 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В соответствии с частью 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
В соответствии с частью 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Таким образом, исходя из совокупности приведенных положений Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, конституционное и международное право гражданина России быть избранным в органы власти может быть ограничено только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с целью признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Из этого следует, что препятствование участию Филипповой А.В. в выборах главы муниципального образования город Черногорск путем выставления чрезмерных формальных требований к оформлению документов является нарушением прав человека, установленных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации. При том, что смысловая часть документа, в отношении которого предъявлены замечания, никоим образом не изменится при ином оформлении документы.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, для органов государственной власти, к которым относится и судебная власть, недопустимы действия, препятствующие законному участию граждан России в выборах. К таким недопустимым действиям относится и выставление чрезмерных формальных требований к оформлению предоставляемых документов, при том что использованные Филипповой А.В. подходы к оформлению документов не посягают на основы конституционного строя, нравственности и здоровья, не угрожают обороне страны и безопасности государства, а также не умаляют права и свободы других граждан, не являются аморальными, угрожающими общественному порядку и общему благосостоянию в демократическом обществе. Иных оснований для ограничения прав человека не предусмотрено. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ использование каких-либо законодательных норм для ограничения пассивного избирательного права по формальным основаниям является недопустимым.
Препятствование реализации избирательного права по формальным основаниям является ударом по основам конституционного строя Российской Федерации и по основополагающим международным правам человека, умаляет значение Конституции и делает ничтожными конституционные нормы, позволяя легко попирать их в угоду сиюминутным интересам.
Таким образом, Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия по Делу № 2а-1403/2020 от 17 августа 2020 года о признании незаконными и отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Черногорска № 122/630-4 «О регистрации Филипповой А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутой Хакасским региональным отделением политической партии «Патриоты России» следует признать подлежащем пересмотру.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 46 Конституции «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В соответствии со статьей 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации».
Надеясь на справедливость российского правосудия, силу Конституции и исходя из приведенных выше доводов, прошу принять законное и справедливое решение по апелляции по делу о Решении Черногорского городского суда Республики Хакасия по Делу № 2а-1403/2020 от 17 августа 2020 года в целях обеспечения государственной защиты и гарантии прав человека, незыблемости Конституции и демократических основ Российской Федерации.
Ходатайствую о приобщении настоящего обращения к материалам дела № 33а-1815/2020.
Руководитель Регионального исполкома ОНФ в Республике Хакасия Е.В. Мамаев
В соответствии с Законом о выборах, комментарии к данной публикации закрыты.