Напомним, что 17 августа городской суд Черногорска вынес решение об отмене регистрации кандидата на пост главы Черногорска Анастасии Филипповой. С таким решением Анастасия Филиппова не согласилась, сказав: “Сейчас речь идёт лишь о том, что черногорский суд вынес очень спорное решение относительно моей кандидатуры”. Сегодня зарегистрированный кандидат на должность Главы муниципального образования город Черногорск Филиппова Анастасия Викторовна подала апелляционную жалобу в Верховный Суд Хакасии на решение черногорского городского суда.
“Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия 17 августа 2020 года по делу № 2а-1403/2020 судьёй И.Р. Коголовским по административному иску К.Н. Харисова к Территориальной избирательной комиссии города Черногорска об отмене постановлений о регистрации М.Г. Сорокиной, О.В. Пустошилова, А.В. Филипповой кандидатами на должность главы муниципального образования город Черногорск удовлетворены частично административные исковые требования.
Решение в части: признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Черногорска от 24.07.2020 №122/630-4 «О регистрации Филипповой Анастасии Викторовны кандидатом на должность главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутой Хакасским региональным отделением политической партии «Патриоты России» незаконно и подлежит отмене на основании нижеизложенного.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Статьёй 76 пункта 7 Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом “а”, “б”, “е”, “з”, “и”, “к”, “л” или “о” пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 11 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 52 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте “г” пункта 32 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть “Интернет”) призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов – установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Настоящая статья представляет ограниченный перечень случаев, в которых регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Таким образом, суд не имел оснований для удовлетворения требований административного истца К.Н. Харисова, обратившегося с административным иском в Черногорский городской суд по тем же самым обстоятельствам, которые были ранее предоставлены зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск Филипповой Анастасией Викторовной в Территориальную избирательную комиссию города Черногорска и рассмотрены ей. Административный истец К.Н. Харисовов не предоставил в суд вновь открывшихся обстоятельств, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Кроме этого, в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»
2.1. В целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:
-принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;
-определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;
-создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений (далее – рабочая группа).
4.6. В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
4.12.2. Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом “в_1” и (или) “в_2” пункта 24, подпунктом “б_1” и (или) “б_2” пункта 25, подпунктом “з” и (или) “и” пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1_1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
4.12.4. Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов “в_1” и (или) “в_2” пункта 24, подпунктов “б_1” и (или) “б_2” пункта 25, подпунктов “з” и (или) “и” пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1_1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом “в_1” и (или) “в_2” пункта 24, подпунктом “б_1” и (или) “б_2” пункта 25, подпунктом “з” и (или) “и” пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Руководствуясь вышеизложенным, Территориальная избирательная комиссия города Черногорска, осуществляя на территории муниципального образования город Черногорск контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, рассмотрев предоставленные документы (сведения), признав их соответствующими действующему законодательству, зарегистрировала А.В. Филиппову кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск.
Как было выше сказано, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Административный истец К.Н. Харисов не предоставил в суд новых сведений о вновь открывшихся обстоятельствах, кроме тех, что ранее не были представлены и рассмотрены Территориальной избирательной комиссией города Черногорска. Суд же, в свою очередь, вынес незаконное решение по вопросам, отнесённым к исключительной компетенции избирательной комиссии.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 295 КАС РФ прошу:
- В удовлетворении административного иска К.Н. Харисова к Территориальной избирательной комиссии города Черногорска об отмене постановления от 24.07.2020 № 122/630-4 о регистрации Филипповой Анастасии Викторовны кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутой Хакасским региональным отделением политической партии «Патриоты России» отказать.
- Признать незаконным и отменить решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года по делу № 2а-1403/2020, вынесенное судьёй И.Р. Коголовским по административному иску К.Н. Харисова к Территориальной избирательной комиссии города Черногорска о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Черногорска от 24.07.2020 №122/630-4 «О регистрации Филипповой Анастасии Викторовны кандидатом на должность главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутой Хакасским региональным отделением политической партии «Патриоты России».
Материал подготовлен кандидатом на должность главы муниципального образования город Черногорск Филипповой Анастасией Викторовной на собственном оборудовании. Оплачен из средств избирательного фонда кандидата.