Остается чуть больше недели до начала нового учебного года. Но в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и распространением коронавирусной инфекции, миллионы родителей до сих пор задаются вопросом: пойдут ли дети 1 сентября в школу или нет. Но, несмотря на все трудности, подготовку ребятишек, в том числе и первоклассников, никто не отменял даже в условиях пандемии.
Как эффективнее подготовить детей к школе и ждать ли в новом учебном году правил и ограничений, кардинально модернизирующих традиционный школьный уклад, рассказала Светлана Кузьмина – руководитель сети детских центров досуга и развития «Уникальный ребенок».
В 1992 году она окончила Абаканский педагогический институт по специальности «учитель начальных классов». Имеет опыт работы педагогом в муниципальной школе, а также в частных школах завучем и учителем. С 2001 года Светлана Николаевна открыла кадровое агентство «Домашний педагог», а в 2006 – центр досуга и развития «Уникальный ребенок». В прошлом году она стала обладательницей почетного диплома и памятной статуэтки лауреата всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России – 2019» в номинации «Лучший детский развивающий центр».
– Светлана Николаевна, как эффективнее всего подготовить ребенка к школе?
– Сегодня этот вопрос волнуетмногих родителей, так как каждый хотел бы дать ребенку уверенный старт в будущее, чтобы его школьные годы были успешными и счастливыми.
В свою очередь мудрые родители понимают, что подготовка к школе начинается еще с рождения их чада и длится до тех пор, пока он не попрощается с детским садом. Это колоссальный родительский труд, ведь до школы ребенок формируется с невероятной быстротой, поэтому для него важен каждый день. Внимание, память, мышление, слух, зрение, моторика – задействованы все познавательные процессы.
У дошколят развивается познавательный интерес, речь, моторика, личностные качества, он учится порядку, самостоятельности, социализации, умению доводить начатое до конца. Поэтому еще до школы он должен много знать об окружающем мире. К примеру, интерес к буквам и цифрам появляется у ребенка уже с четырех с половиной лет.
В 5-6 лет он легко учится читать, считать, рисовать, танцевать, петь, легко обучается английскому языку. И здесь на помощь родителям приходят детские сады и развивающие центры. Поэтому низкий поклон, конечно, тем родителям, которые стараются, как можно больше вложить в своего ребенка именно до школы. Ребенок уверенно себя чувствует, многое умеет, в том числе и учиться.
Повторюсь, что при правильной поддержке родителей такой ребенок самостоятелен и успешен весь школьный период. И если они упускают возможность раннего и дошкольного развития, то наверстать упущенное в школьном возрасте, как правило, очень сложно, практически невозможно. А основа, необходимая для успешного обучения в школе, закладывается родителями или специалистами по дошкольному развитию.
– Что в современных условиях он уже должен знать и уметь, впервые перешагнув порог образовательной организации?
– Прежде чем говорить о знаниях и умениях, думаю нужно сказать о психологической готовности ребенка к школе. В дошкольном периоде развивается познавательный интерес: внимание, память, мышление, умение слушать и слышать, говорить, а также выполнять различные социальные нормы. У ребенка уже должен быть широкий кругозор, ведь перед школой нужно систематизировать первые представления об окружающем мире: времени, семье, профессиях, растительном и животном мире, устройстве вселенной, общества и т.д. Он уже может классифицировать, запоминать, объединять, исключать, делать выводы, быть внимательным и наблюдательным. Ребенок, с которым занимаются до школы, будет изначально успешен.
– Нужны ли ему занятия логикой, математикой, чтением? Если да, то почему?
– Четких требований нет. Каждый родитель сам для себя отвечает на этот вопрос. Но по моему опыту, сейчас увеличилось количество нечитающих детей после первого класса. Это парадокс и одновременно катастрофа нынешних школ. Видимо так увлеклись звуковым анализом и текстами (потому что большинство детей читающих), что тем единицам, которые не читают, уделяется недостаточно внимания в больших классах. Поэтому к концу года бывает, что дети не могут даже слоги правильно сливать.
До школы, примерно с 4-5 лет, у ребенка начинается период интереса к символам. Ему уже хочется научиться читать. Он хочет себя чувствовать умным и успешным! В дошкольном возрасте, как правило, ребенок легко учится первоначальным учебным навыкам. И попадая в новую школьную атмосферу, чувствует себя увереннее и легче адаптируется к новым условиям. Ему проще понимать новую информацию. Он уже умеет слушать и быть внимательным.
– Как вы считаете, что детям и родителям ждать в новом учебном году? Сильно ли пандемия нарушит традиционный школьный уклад?
– Очень хочется надеяться, что государство не оставит наших детей без полноценной образовательной поддержки. Но у родителей появился выбор. Можно просто перейти на семейную форму обучения. И раз в год сдавать школьный переводной контроль. Заниматься дома, с родителями или репетиторами, а можно создавать и мини-группы для совместного обучения. У нас, кстати, есть центр поддержки семейного образования.
– Ваши пожелания детям и родителям Хакасии?
– Родители, помните, что раннее и дошкольное детство – активная пора, где важен каждый день. Давайте своим детям больше самостоятельности и возможностей для развития. Раскрывайте их уникальность. В этом и есть залог их будущего успеха!
Беседу вела Ирина Гусева