Кандидат философских наук, действительный член Академии философии хозяйства Алексей Нилогов известен жителям республики как генеалог, иначе говоря – родовед или родослов. Он изучает корни известных людей России и юга Сибири: от действующего президента Владимира Путина до хакасского тюрколога Николая Катанова.

Сегодня молодой ученый заведует лабораторией генеалогических исследований ХакНИИЯЛИ, возглавляет Южно-Сибирское историко-родословное общество, входит в Совет Российской генеалогической федерации.

Мы обратились к Алексею Сергеевичу с просьбой рассказать о его новых генеалогических открытиях.

– Алексей Сергеевич, объясните, почему вы выбрали такую редкую научную специализацию?

– Изучение истории предков – захватывающий процесс, позволяющий понять истоки самого себя. Имя каждого предка – дорого. Причинно-следственные (родственные) связи пронизывают историю всех живых организмов на нашей планете. Все люди – родственники в той или иной степени. Синтетическая теория эволюции, включающая дарвинизм, полностью подтвердилась современной генетикой. Наш общий предок с современными человекообразными обезьянами жил примерно 4,5 миллиона лет назад, то есть между нами и шимпанзе из зоопарка почти 9 миллионов лет эволюции.

Научная классификация homo sapiens

А общего предка всей жизни на Земле по-научному зовут LUCA – Last universal common ancestor. Это гипотетический последний универсальный общий предок, живший приблизительно 3,5 миллиарда лет назад и роднящий нас с бактериями, вирусами (включая коронавирусы) и грибами.

– В начале этого года в российском научном журнале «Genesis: исторические исследования» была опубликована ваша статья «Научная верификация хакасских родословных преданий: от мифо- и этногенеалогии к ДНК-генеалогии». Каковы результаты вашего исследования?

– В статье рассматривалась проблема научной верификации (проверки) хакасских родословных преданий. Типологически среди них можно выделить такие разновидности, как: мифогенеалогические, этногенеалогические и устные. На примере устных преданий о происхождении хакасского рода Доможаковых был изучен вопрос установления истинности родственных связей с помощью применения новых методов, в том числе генетико-генеалогических. Эти новейшие методы позволяют объективировать конкретное родословное предание, которое невозможно проверить приёмами классической генеалогии. В частности, речь может идти о ДНК-тестировании современных представителей рода по прямой мужской линии.

В работе я предложил системный исследовательский подход по верификации хакасских родословных преданий, включающий разные уровни генеалогического подтверждения: перекрёстный устный, архивно-документальный и ДНК-генеалогический. Последний метод помогает соотнести легендарных пращуров с реальными биологическими предками.

Современное генеалогическое знание, будучи частью исторического знания, а генеалогия как специальная историческая дисциплина, предполагает расширенный спектр доказательных приёмов, чем традиционная история. Междисциплинарные связи генеалогии (как части истории) и генетики (как части биологии) этимологически родственны. Их синтез – залог объективности историко-генетических процессов человеческой эволюции.

– Лаборатория генеалогических исследований создана в ХакНИИЯЛИ в конце 2018 года. Расскажите об основных результатах её работы.

– Хочу поделиться хорошей новостью. Благодаря сотрудничеству нашего института с Государственным архивом Красноярского края в распоряжение лаборатории генеалогии поступили цифровые копии ревизских сказок (переписей населения) предков современных хакасов. Речь идёт о 52 архивных документах, которые хронологически охватывают период с 1834 по 1858 гг., то есть время проведения последних трёх ревизий. В них зафиксировано население степных дум и инородческих управ. Изучение этих уникальных письменных источников позволит верифицировать хакасские устные родословные. Всего собраны цифровые копии сотен архивных дел из нескольких российских архивов, включая федеральный (РГАДА), два региональных (ГАКК, НАРХ) и один городской (Минусинск).

В настоящее время ведётся индексация (перевод текста в электронный формат) по девятой ревизии 1850 года, охватывающей территории Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии. Эта ревизия даёт репрезентативный срез по большинству хакасских фамилий, которые фиксировались при массовой переписи коренного населения. Она является определённой опорной точкой, от которой можно углублять поиск к именным спискам по восьмой ревизии 1832 года и исследовать родословные линии до десятой ревизии 1858 года, закрепившей иное административное деление: от степных дум к инородным управам.

Новизна данного проекта состоит в создании архивной базы, состоящей исключительно из письменных источников в виде цифровых образов ревизских сказок. В результате можно будет документально удостоверить фиксацию хакасских фамилий. В перспективе она поможет изучать родословные хакасов до XVIII века.

Помимо выявления и индексации ревизий ведётся работа по созданию реестра по массовым генеалогическим документам: церковным метрическим книгам и исповедным ведомостям. Благодаря комплексному охвату первоисточников удастся подойти к полноценной реконструкции истории (генеалогии) хакасских родов.

Обложка дела ревизской сказки Тубинского улуса Качинской степной думы за 1850 год (архив города Минусинска)

Вы говорили, что используете современные генетические методы исследования. Расскажите об этом подробнее.

– Хочу сделать важное заявление. Сегодня генеалогическое знание переживает своё второе рождение и связано это с массовым применением ДНК-тестов. После появления генетических методов исследования биологического родства классическая документальная генеалогия перестала удовлетворять методологическому уровню современной науки. Ведь до этого мы в основном занимались слабо верифицируемым изучением родственных связей, отдавая приоритет письменным источникам над устными преданиями. Однако теперь только комплексный подход может претендовать на научность истины родства.

Поэтому перспективным представляется ДНК-генеалогическое изучение современных жителей Хакасии по углублению их родословий для последующей работы с филогенетическими деревьями по прямым мужским и женским линиям (генеалогическое древо человечества); по аутосомной (ядерной) ДНК для установления близкого родства. Такие исследования сегодня приобретают планетарный характер, популяризируя самые передовые методы и технологии генетики, которые расширяют возможности по изучению истории популяций, в частности миграций (геногеография), а также этногенеза (этногеномика).

Крайне важным, но пока дорогостоящим, является анализ палео-ДНК (древней ДНК), извлекаемой из костных останков, для идентификации этнического, а точнее – гаплотипного и гаплогруппного, состава человеческих захоронений на территории Хакасии и юга Красноярского края.

Мои ДНК-генеалогические исследования пока ограничены ближайшими родственниками, но я активно общаюсь с российскими и зарубежными коллегами, чтобы использовать их опыт для популяризации этого направления в республике. ДНК-тесты делают в коммерческих лабораториях, поэтому личная заинтересованность клиентов и их платёжеспособность обеспечивают прогресс.

Ваша собственная родословная изучена вами до XVI века. И недавно вышла очередная книга «До восьмого колена…». Что нового вы узнали о своих предках?

– Изучение даже одной родословной может растянуться на всю жизнь. Для того чтобы обобщить результаты архивных поисков, я выбрал формат восходящего родословия, запланировав серию книг, которая охватит имена всех прямых предков вплоть до середины XVI века вглубь на более чем 16 поколений.

Монография «До восьмого колена…» – третья в этой серии. Объектом изучения является моя родословная, а предметом – ее реконструкция по восьмому колену в виде восходящей росписи. Информация о каждом предке сопровождается публикацией архивных документов, в которых по возможности содержатся основные метрические сведения о рождении, бракосочетании и смерти. Каждый установленный факт сопровождается подробной ссылкой на письменный источник. Конкретно для восьмого колена по женским линиям выявлены новые фамилии: Богатырёвы, Кривых, Михеевы, Обвинцовы, Пилюгины, Плотниковы, Помыткины, Поповы, Пьянковы, Старцовы. Из 128 персон, соответствующих восьмому колену, полностью или частично определены имена примерно для половины предков.

Основными источниками информации стали церковные метрические книги, исповедные ведомости и ревизские сказки, найденные в следующих российских архивах: Российский государственный архив древних актов, Государственный архив Воронежской области, Центральный государственный архив Кировской области, Государственный архив Красноярского края, Государственный архив Курской области, Государственный архив Липецкой области, Государственный архив Орловской области, Государственный архив Пермского края, Государственный архив Свердловской области, Государственный архив Тамбовской области, Государственный архив Тюменской области, Центральный государственный архив Удмуртской Республики, а также Государственный архив в Тобольске и архив Минусинска.

В качестве научных рецензентов выступили: В.А. Могильников (историк-архивист из Москвы), Н.Я. Артамонова (доктор исторических наук, профессор) и М.Г. Степанов (кандидат исторических наук).

Беседу вела Ирина Гусева

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments