Спустя полтора года после финиша самой скандальной выборной кампании в республике достаточно сильно трансформировалась политическая система, сменились основные лица политики, поменялись акценты.
Прежде всего это касается малых политических партий. Активно выступавшие в ходе выборов различные карликовые политические образования напрочь ушли с арены. Ничего не слышно про партию РОСТа, партии малого бизнеса, «зеленых» и других. Это связано прежде всего с выпадением из активной повестки и отсутствием финансовой подпитки. Хотя есть активные деятели от общественности и бизнеса, которым интересна политика и они готовы внедряться в партийные проекты.
Не отстали в этой тенденции и старшие товарищи. Потерялись в суматохе дней «Справедливая Россия», «Коммунисты России», «Патриоты России». Причина их выпадения из активной политики также связаны с финансовыми трудностями и отсутствием ярких и актуальных инициатив. Хотя эта тройка партий удивительно выступила на выборах 2018 года, набрав по 8%, а «Патриоты» сумели провести депутата по одномандатному округу — Ольгу Ширковец.
Не может выбраться из череды скандалов ЛДПР. Их деятельность в Верховном Совете давно стала предметом для политических шуток и пересудов. Фракция из восьми депутатов могла бы составить серьезную силу, если бы не позиция депутатов Натальи Казанцевой, Виталия Анисимова, Романа Абрафикова, Ярослава Хаврона, Александра Шашина. Не выдав за полтора года ни одной серьезной инициативы, эта группировка без устали пытается запустить кадровые перемены в руководстве парламента. Аргументы простые — председатель Совета и другие депутаты избираются на постоянную основу работы половиной депутатского корпуса, а вот отставка до недавнего времени принималась двумя третями. ЛДПР удалось изменить норму регламента, но вот ее ценность на фоне тридцатилетнего правления в партии Владимира Жириновского вызывает сомнения и вопросы.
Также возникают вопросы к куратору партии в регионе, Сергею Натарову. Он полностью свел на нет свое присутствие в республике, практически устранившись от дел ЛДПР в регионе. Малоопытность и незнание специфики республики со стороны номинального координатора Михаила Молчанова уронили рейтинг партии с 20% до минимума, вплоть до 5% барьера, необходимого для прохождения в парламент. Не добавил авторитета и скандал вокруг председателя комиссии по Регламенту ВС РХ Татьяны Янусик, а глава Саяногорска Михаил Валов максимально устранился от работы партийного отделения в городе. В итоге некогда сильная команда партии растеряла свои позиции, а кадровый потенциал стал очень слабым. И даже гиперактивность отдельных представителей партии только раздражает избирателей — шума много, да толку мало.
Серьезным образом трансформировалась КПРФ. В республике партия, победившая на выборах, занимает невнятную позицию по многим вопросам, став по сути отделом аппарата Правительства. Многие активные во время кампании кандидаты от партии затихли, а некоторые и вовсе покинули партийную организацию и фракцию в Верховном Совете Хакасии. Некоторые министры кабмина первого секретаря ХРО КПРФ Валентина Коновалова особо политикой не занимаются, но добавляют негатива к рейтингу губернатора. Например, экс-министр ЖКХ Сергей Новиков.
В сложившейся обстановке региональное отделение компартии даже не старается помочь главе республики, хотя информационная политика, финансовые проблемы и даже коронавирус рикошетом сказываются на репутации Валентина Коновалова. А молчание куратора региона Юрия Афонина наталкивает на мысль, что в КПРФ решили занять позицию наблюдателя — справится ставленник коммунистов в Хакасии или нет. В этом отношении КПРФ серьезно просела в глазах жителей республики. А голосование 1 июля по поправкам в Конституцию РФ станет для Валентина Коновалова моментом истины.
Что до «Единой России», то региональная партячейка усвоила урок и сделала выводы после выборов 2018 года. При этом в руководство ХРО ЕР пришли новые интересные лица, которые задают тон в организации. Партии удалось избежать внутреннего раскола, а активная работа в период пандемии говорит о том, что единороссы Хакасии стремятся укрепить свои позиции. Эта задача стоит перед командой Сергея Можарова и фракцией в парламенте республики. И даже периодически возникающие скандальные ситуации вокруг председателя Совета Владимира Штыгашева не несут особых имиджевых угроз для ХРО «Единой России».
Народный фронт в Хакасии также укрепляет свои политические позиции. Многие инициативы, исходящие из штаба «народников», отвечают запросам жителей региона, а руководитель исполкома ОНФ Евгений Мамаев стал упоминаться не только как экономист, но и как потенциальный кандидат на будущих выборах главы Хакасии.
Вот такой политический пасьянс сложился к середине июля месяца. Интересно будет посмотреть, как изменится расклад сил в Хакасии после сентябрьских выборов в органы местного самоуправления.
Дмитрий Буреев