В Хакасии недостаток полигонов для размещения и захоронения ТКО с массовым наплывом отдыхающих может привести к мусорному коллапсу.
О недостатках специализированных мест для размещения и захоронения твердо-бытовых отходов в Республике руководитель филиала «Аэросити-2000» в Республике Хакасия Владимир Кыров рассказывал еще в прошлом году. Безусловно, увеличение таких полигонов не только помогло бы приостановить быстрое заполнение действующих полигонов, но также значительно сократило расстояние транспортировки из отдаленных населенных пунктов, что в свою очередь привело бы к сокращению тарифов по обращению с ТКО.
Сейчас согласно территориально схеме, все потоки ТКО размещаются и утилизируются на полигонах, внесенных в Государственный реестр размещения отходов, их на территории Республики 5: в Сорске, Черногорске, Усть-Абакане, Абазе и Аскизе.
На такие полигоны регопеатор вынужден вывозить ТКО для захоронения со всей республики, в том числе и из её отдаленных пунктов, от чего напрямую и зависит возрастание тарифа на такую услугу.
При фактическом наличии действующего полигона ТБО, расположенного в трех километрах от Ширинского районного центра, регоператор «Аэросити-2000» вынужден вывозить мусор из Орджоникидзевского, Ширинского и Боградского районов на полигон, расположенный в Черногорске, до которого расстояние от этих районов расстояние варьируется от 80 до 220 км, что значительно влияет на рост тарифа за такую услугу.
Почему с введением мусорной реформы парализовалась деятельность действующего с 2012 года полигона ТБО на территории Ширинского района, который может обслуживать несколько районов Хакасии, сократив расходы граждан, а также исключив недобросовестное обращение с ТКО действующим регоператором?
С таким вопросом жители обратились к главе Ширинского района С.Н. Зайцеву.
«На сегодняшний день в Республике Хакасия Ширинский полигон – это единственный полигон, который соответствует всем нормам и правилам. Он имеет проект, прошедший Государственную экспертизу, имеет гидрологическую экспертизу, но самое главное – имеет Государственную экологическую экспертизу. Это единственный в республике полигон, который с 2012 года введен в эксплуатацию.
До 1 января 2019 года со вступлением в силу ФЗ «Об отходах производства и потребления» все полномочия относились к муниципалитету. По предыдущему законодательству полномочия именно по сбору и транспортировке относились к поселениям, а по захоронению и утилизации – к району. Поселения собирали и привозили мусор на наш полигон, а мы его утилизировали.
Более того, за утилизацию нужно было платить. Однако мы всем жителям нашего района представляли 100% льготы – таково было наше решение совместно с Советом районных депутатов. С 2012 по 2018 годы никто за утилизацию мусора не платил.
Полигон был построен за 11 млн рублей, вместо первоначальной стартовой стоимости 18 млн.
Только за год-полтора мы полностью заполнили одну траншею для захоронения, однако по нашему проекту таких траншей должно быть 12. Мусор сейчас не сжигается, используется лишь такой законный способ утилизации, как захоронение, ввиду того, что строительство мусороперерабатывающих заводов в стране обходится очень дорого. На нашем полигоне траншеи для захоронения были заложены в проект изначально. И если бы нововведениями действующего законодательства у нас не отобрали полномочия по сбору, транспортировке и утилизации, которые ушли на уровень субъекта, то мы смогли бы построить и больше.
На совещаниях в Правительстве РХ с Министерством природных ресурсов мы постоянно поднимаем вопрос о включении Ширинского полигона в территориальную схему размещения и финансирование траншей, одна из которых стоит 6 миллионов, а всего таких необходимо 12.
В прошлом году в республиканском бюджете на введение в строй вторых очередей полигонов по республиканской программе на каждый было заложено по 20 млн руб.
Неужели 6 млн нельзя было выделить Ширинскому полигону и построить хотя бы одну траншею, лучше конечно-же две, и после этого включить нас в территориальную схему? Но почему-то наше министерство финансов на каждом правительственном совещании боится об этом заявить. Но не должен Минфин диктовать свои условия! Если нет денег – езжайте в Москву! Мы ведь ездим в республику, ели у нас денег нет!
Не хотят строить и включать в схему, хотя мы предлагали им забрать наш полигон и заниматься самостоятельно, однако они и забирать не хотят и не строят».
Сергей Николаевич, а что именно мешает сейчас включить Ширинский полигон в территориальную схему размещения ТКО?
«Я так думаю, что помимо нежелания выделять деньги на строительство, здесь в том числе играет роль и экономическая заинтересованность. Так, схему вывоза ТКО с Орджоникидзевского, Боградского и Ширинского районов в Черногорск регоператор разработал, несмотря на значительную отдаленность. Ведь большая часть платы по обращению с ТКО идет как раз за транспортировку. Имея в нашем районе построенный полигон в трех километрах от Шира, жители Боградского, Ширинского и Орджоникидзевского районов, в зависимости от населенных пунктов, вынуждены оплачивать вывоз за 50-220 км. При работе нашего полигона тариф на услуги снизился бы более чем на 50%.
Полигон находится в собственности мунициалитела, с Министерством природных ресурсов РФ согласована возможность размещения отходов на Ширинском полигоне. Теперь оказывается, что республиканскому Министерству необходимо объявить торги на специализированную организацию, которая посчитает новые тарифы. Однако действий от них никаких не происходит. Но от неисполнения своих полномочий страдают наши жители, полигон есть, и он должен работать!»
Какой выход вы видите из сложившейся ситуации?
«Для работы полигона Министерству природных ресурсов в настоящее время необходимо поменять территориальную схему. Там много работы, но ее ведь нужно сделать. Почему мы должны возить мусор не за 3 км в Шира, а в Черногорск за 160 км и платить за дорогу? Мы призываем их исполнить свои полномочия! Сейчас ждем, так как нам пообещали, что к началу осени текущего года Ширинский полигон в территориальную схему все-же включат».
Беседу с главой Ширинского района С.Н. Зацевым вела Полянская А.В.