Школьники и студенты региона продолжают обучение с помощью дистанционных технологий. Из-за угрозы распространения COVID-19 режим самоизоляции в республике пока продлен до конца мая. Кандидат биологических наук Тамара Злотникова рассказала об особенностях образовательного процесса в новом формате, а также подготовке будущих биологов Хакасии к летней полевой практике.

«Специфика учебного процесса по данной дисциплине заключается в том, что это огромное число практических работ, где ребята используют различные биологические приборы и объекты. Ведь будущие биологи должны всё увидеть «своими глазами», а учебные и производственные практики у них проходят в полевых условиях, так как главными объектами их будущей специальности являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы.

С организацией лекций, практических и лабораторных работ в дистанционном формате мы успешно справляемся, так как большинство педагогов имеют большой опыт работы и могут заранее предвидеть трудности, с которыми могут столкнуться студенты. Так, по ряду дисциплин преподаватели читают лекции и проводят консультации с использованием дистанционных технологий: Zoom, Skype, Viber, WhatsApp, YouTube. А по некоторым предметам оказалось возможным и частичное использование курсов, разработанных другими образовательными организациями.

Также при подготовке дипломных проектов и курсовых работ педагоги и студенты активно используют электронную почту. Ведь в данном случае речь идет об объемных документах, в том числе графических материалах и фотографиях. Защита работ успешно проводится с помощью видеоконференции на платформе Zoom или Skype.

Сейчас мы занимаемся и подготовкой к летним полевым практикам. Ведь их необходимо адаптировать к новым сложившимся условиям обучения, детально все проработать. Это организация ежедневного взаимодействия с практикантами с помощью голосовой и видео связей, разработка новых методических рекомендаций, алгоритмов, планов-заданий, форм отчетности и т.д. Причем нужно учитывать и разные технологические возможности у ребят, ведь среди них многие живут в деревне. Поэтому мы подготовим для студентов электронную папку со вспомогательными методическими материалами. Ребята будут по мере возможности выходить в парк, сквер, огород, собирать, фотографировать, зарисовывать объекты исследований. А дома будут определять их, описывать, делать гербарии, коллекции, работать с интернет-ресурсами, позволяющими увидеть фото растения или животного, услышать песню птицы или посмотреть обучающее видео. К примеру, сегодня многие научно-исследовательские институты, образовательные учреждения и краеведческие музеи имеют оцифрованные коллекции, которые доступны для просмотра на их сайтах. Среди них – богатейшие коллекции насекомых и других животных на сайте Зоологического института РАН, гербарий Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН, а также и специализированные интернет-площадки. Например, «Птицы Сибири» и «Птицы Средней Сибири», где можно посмотреть фото птицы, рисунок, услышать голос, получить информацию о биологии и т.д.

Также у преподавателей накоплены богатые фотоархивы природных объектов, которыми они охотно поделятся с обучающимися.

Думаю, что практика в новом формате окажется эффективной, как для педагогов, так и студентов. Для наставников – это новый опыт организации учебного процесса в дистанционном формате. Для будущих биологов региона – новые знания и навыки. В перспективе такой опыт работы может перерасти в авторские онлайн-курсы или что-то очень интересное и полезное».

Материал подготовила Ирина Гусева

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о