ДомойПолитикаВерховный Совет Хакасии: дюжина самострелов в ногу

Верховный Совет Хакасии: дюжина самострелов в ногу

-

Единственный законодательный и высший представительный орган государственной власти Республики Хакасия существует с 1992 года на протяжении вот уже седьмого созыва. И не раз, и не два случались в нем скандалы, пиковые ситуации, после которых казалось, что судьба республиканского парламента предрешена. Верховный Совет Хакасии, ведомый до сих пор бессменным председателем Владимиром Штыгашевым сквозь политические бури федерального уровня, местные интриги и смену губернаторов, нещадно штормит последние полтора года. Но и это пройдет…

Хакасская автономная область получила статус республики в составе РСФСР (как и еще три АО) в далеком 1991 году, сошлись интересы всех автономных областей российских регионов. Тогда Владимир Штыгашев будучи заместителем председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова добился этого решения. И все бы прошло безболезненно, если бы не августовский путч — он стал поводом для роспуска всех региональных органов власти, роспуска КПСС и начало тектонических политических преобразований на ближайшие два года.

В Хакасии также был распущен областной (республиканский) комитет КПСС, областной Совет депутатов трудящихся и облисполком. Теперь уже новоиспеченная российская республика встала перед первыми своими демократическими выборами депутатов. Выборы прошли на волне эйфории победы демократов ельцинского призыва и еще десятка различных течений и платформ, которые после переворота августа 1991 года росли, как грибы после дождя.

В конце января 1992 года открылась первая сессия Верховного Совета Хакасии первого созыва. В него были избраны 100 депутатов. Состав был настолько разнообразным, что каждый вопрос обсуждался по два-три часа — невиданное по советским временам дело. Но были приняты несколько принципиальных кадровых решений. Во-первых, депутаты сами избрали Председателя Совета министров республики, им стал Евгений Смирнов. На должность председателя парламента был избран Валерий Шавыркин. Но… национальная диаспора в Верховном Совете подняла волну возмущения, угрожала многотысячными митингами, и таки добилась того, что Шавыркин добровольно сдал пост, а на должность Верховного Совета при содействии большой группы депутатов титульной нации был избран Владимир Штыгашев, человек в политике Хакасии уже на тот момент не новый и влиятельный как бывший председатель исполкома области и зампред исполкома Красноярского края, куда входила Хакасская автономная область. Это был первый «самострел» нашего депутатского корпуса, поскольку предопределил не только принципиальные решения на ближайшие годы, но и куда как более далекую перспективу.

Владимир Штыгашев, лавируя между интересами и требованиями десятков своих коллег, предложил избрать своими первыми заместителями молодого преподавателя Николая Булакина (демократическая платформа) и руководителя города Саяногорска Юрия Шпигальских. Это был второй «самострел» хакасского парламента, так как «демократы» Булакина были настроены на кардинальные реформы в экономике и политике Хакасии. Свои требования они соотносили с принятием Конституции Республики Хакасия в течение целых трех лет, торпедируя один проект за другим. И только после избрания Николая Булакина в апреле 1995 года мэром Абакана и уходом вместе с ним его команды из Верховного Совета дело пошло на лад. И уже в конце мая 1995 года новый Основной закон республики был утвержден. В нем был заложен фундамент всей основной властной конструкции, где центральным и главенствующим звеном становился Верховный Совет. И это был уже четвертый «самострел»: Хакасия оставалась советской республикой, о чем Владимир Штыгашев торжественно поведал в спецвыпуске журнала «Российская Федерация» на всю страну, чем немало удивил федеральный центр и региональных коллег.

Это удивление возникло аккурат тогда, когда сама федеральная власть прошла через горячее противостояние президента Ельцина и армии против Верховного Совета РСФСР. Он был в итоге распущен, а в декабре 1993 года страна получила новую федеральную Конституцию и двухпалатный парламент из Государственной Думы и Совета Федерации. Но на фоне новых центральных веяний на Хакасию тогда не сильно обращали внимание, тем более что Владимир Штыгашев к этому моменту выполнил два требования федералов: от имени Хакасии он подписал Федеративный договор (1994 год) и через Верховный Совет провел Декларацию о правах и обязанностях Республики Хакасия в составе Российской Федерации. Это был пятый «самострел», который обернулся для молодой республики подчинением всем федеральным интересам, прежде всего в сфере распределения налогов и собственности.

Шестой «самострел» случился все в том же 1995 году, когда хакасские элиты в парламенте не смогли ничего противопоставить напору и громкому имени Алексея Лебедя на выборах новой Государственной Думы. Так в региональную политику на долгие 16 лет ворвался один из самых ярких политиков современной Хакасии. Тогда же федералы потребовали от Владимира Штыгашева заканчивать с региональной советской вольницей и привести Конституцию республики в соответствие с российскими законами. Прежде всего это касалось сокращения численности Верховного Совета со 100 депутатов до 75 избранников и введения прямых выборов высшего должностного лица Хакасии — Председателя Правительства республики. Это был уже седьмой «самострел», поскольку деваться Штыгашеву было некуда, и он убедил Верховный Совет принять правила игры федерального центра.

После всех этих передряг, казалось, наступила тишь да благодать, и власти сосредоточились на социальных и экономических проблемах республики. В жарких спорах и трудных решениях законодатели и исполнительная власть находили понимание и шаг за шагом двигались вперед. Для жителей Хакасии политическое шоу, шедшее на протяжении пяти лет, закончилось, все вздохнули спокойно и занялись делами, а не заинтересованным наблюдением.

Очередной виток напряженности возник в 2000 году, когда правительство Лебедя решилось на изменение конституции по лекалам федерального центра, решившись, как модно говорить сегодня, «обнулить» срок Алексея Ивановича, чтобы дать ему возможность участвовать в выборах еще дважды; и отказаться от двухтуровой системы выборов депутатов Верховного Совета Хакасии. В итоге «верховники» проиграли — поправки в Конституцию были приняты, и это был восьмой «самострел» Верховного Совета и лично его председателя.

Впрочем, эта борьба на рубеже веков стала эпизодом в уже солидной политической истории современной Хакасии. Относительное спокойствие продолжалось вплоть до 2004 года, когда на новых выборах депутатов Верховного Совета в парламент впервые прошли представители политических партий. Они, конечно, и раньше были, но теперь главенствующая роль по формированию списков кандидатов играли именно партии. Так в истории ВС РХ впервые появились партийные фракции. И тут же появилась партийная конфронтация — в клинче внутрипарламентской борьбы сошлись «Единая Россия» как прямой проводник федеральной политической линии и местный блок «Хакасия» из числа сторонников, ставших по нужде союзниками правительства Алексея Лебедя и Владимира Штыгашева. Тогда-то и прозвучал девятый «самострел» Верховного Совета, поскольку расклад сил в нем стал меняться в пользу ЕР, а авторами укрепления позиций единороссов стали Виктор Преловский и Виктор Зимин. За короткое время число депутатов фракции ЕР возросло до «контрольного пакета акций».

В десятый раз допустил «самострел» Верховный Совет тогда, когда встал в противостояние с председателем Совета Федерации ФС РФ Сергеем Мироновым. Он потребовал от республиканских депутатов отозвать полномочия своего представителя Аркадия Саркисяна, бывшего первого заместителя Алексея Лебедя. Верховный Совет в первое голосование показал всю свою принципиальность, но после череды звонков «оттуда» Владимиру Штыгашеву все же лишил всемогущего в свое время «АэРа» официального статуса сенатора от Хакасии.

Одиннадцатый выстрел в самого себя республиканский парламент совершил в декабре 2008 года, когда только что избравшийся депутатом Государственной Думы от республики единоросс Виктор Зимин стал третьим (!) кандидатом на должность Председателя правительства РХ по Указу президента РФ Дмитрия Медведева. Тогда депутатам представили некий документ (злые языки говорят, что был чуть ли не факс) с представлением кандидатуры Зимина на согласование для назначение главой региона. Парламент проголосовал. После чего ближайшие десять лет между Виктором Зиминым и Владимиром Штыгашевым состоялось «политическое» перемирие. От него были результаты, хоть и спорные.

Все перевернулось в 2018 году, когда после потехи для всей страны Хакасия с пятой попытки выбрала себе в губернаторы 30-летнего Валентина Коновалова. С тех пор республика находится в перманентном кризисе, который отразился и на Верховном Совете. В парламенте теперь нет четкого большинства, чего с 1992 года не бывало. Нет и сложившейся практики компромисса и коалиций между представителями семи политических партий. И в нынешней ситуации авторитета и опыта Владимира Штыгашева уже недостаточно, чтобы привести к единому знаменателю интересы всех сил в парламенте. Не потому, что авторитета стало меньше, а опыт куда-то делся, нет. Просто в Верховном Совете появились депутаты, которые не сильны профессионально в законотворчестве, зато горят желанием поинтриговать, «помутить воду» ради собственного политического самоудовлетворения. Ибо ничем иным заниматься не умеют и другого дела для себя в Верховном Совете не знают, при этом и не догадываются что ими «втемную» манипулируют куда как более опытные в этих делах старожилы парламента. Лиши таких «недодепутатов» пары-тройки мандатов, глядишь, и Верховный Совет сам собой утихомирится и начнет работать в лучших своих традициях. Потому что все последние восемнадцать месяцев это такой беспрерывный «самострел», двенадцатый по счету.

Станет ли он контрольным для законодательной власти Хакасии в настоящем формате, или в конечном итоге все традиции рухнут под давлением конъюнктурных интриг, зависит от Владимира Штыгашева, что бы кто ни говорил. Если кто до сих пор не понял, что за всеми оговорками, нелогичными на первый взгляд решениями и действиями, стоит жесткий, расчетливый политик с таким стажем, что некоторым депутатам от рождения столько лет нет, то последний пример с калмыками и ювелирным выходом из ситуации должен это наглядно показать. Тем более Штыгашев не одиночка на политическом поле: за ним стоят влиятельнейшие политические, финансовые и авторитетнейшие силы, которые не останутся в стороне. И беда тем, кто будет пробовать этому противостоять — дальновидность это тоже одно из лучших качеств современного политика. Да и федеральный центр уже давно не поощряет политическое интриганство и добровольное заблуждение в очевидных политических раскладах.

Политический аналитик Дмитрий Буреев

P.S. Многие события в этом обзоре проходили и проходят на моих глазах, по крайней мере с весны 1995 года, когда я впервые попал в организацию «молодых политиков» при Центре правовой и политической культуры Правительства Хакасии. Мне есть что и с чем сравнивать, тем более что многие рубежные события — «самострелы» — прошли при моем участии в той или иной степени и роли. И именно поэтому мне особо интересно, чем закончится весенний кризис 2020 года в Верховном Совете. Потому что есть хорошая такая мудрость царя Соломона: и это пройдет!..

Да, на заметку: в свое время заместитель председателя краевого исполнительного комитета Красноярского края Владимир Штыгашев уступил свою очередь на получение служебной трехкомнатной квартиры в центре Красноярска молодому и талантливому оперному певцу Театра оперы и балета Дмитрию Хворостовскому.

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x