Именно к такому выводу подталкивает информация, обнародованная Алексеем Кириченко в его программе «Во! Время…».
Разговоры о том, что правительство Хакасии собирается продать свою долю акций международного аэропорта Абакан частному лицу, начались уже давно. Стоит отметить – доля акций правительства республики составляет 75%, а остальные 25 как раз и принадлежат частникам.
На тот момент это неоднозначное решение хакасского правительства, многих, прямо скажем, озадачило. Не совсем была понятна цель передачи контрольного пакета акций абаканского аэропорта в те же руки, в которых находится и красноярский аэропорт, станет ли это «началом конца» для местной воздушной гавани или наоборот – приведёт к её расцвету? Все эти вопросы вызвали значительный резонанс среди жителей Хакасии, и, возможно, поэтому, поняв, что по-тихому провернуть такое, оставив Абакан без международного аэропорта, а себя зато с полными карманами не удастся, республиканское правительство от этой сделки решило отказаться.
При этом г-н Курлаев в конце января публично заявил, что люди «всё это не так поняли», и никто продавать аэропорт не станет. Хотя разговоры о том, что республика не потянет расходы на якобы изношенную технику и обслуживание всё-таки имели место. То есть – в аэропорту всё старое, изношенное и у правительства нет денег, чтобы это подтянуть до необходимого уровня, поэтому надо продать частнику. И тут же – ничего мы продавать не будем, вы не так поняли. А как же это понимать? «Наше дело прокукарекать, а там – хоть не рассветай!» – так, что ли?
И вот теперь нашёлся «веский довод» в пользу продажи – кризис с авиаперевозками из-за пандемии, якобы вот теперь точно не потянем, надо продать что-нибудь ненужное. Как было сказано в одном известном советском мультфильме, «чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!» (слишком уж «умно» бюджет был свёрстан). Однако, (чтобы избежать волнений в народе?) сейчас заявляется о возможной продаже не всего пакета акций в 75%, а лишь 30%. Вот только забывать не стоит, что 25% уже в руках частника, и дополнительные 30% к нему – это уже 55%, так что контрольный пакет в любом случае будет не у республики.
Именно об этом и говорилось в письме от работников аэропорта «Абакан», которое обнародовал Алексей Кириченко. Исходя из информации, указанной в этом письме, Олегу Дерипаске, которого называют основным владельцем красноярского аэропорта, предстоит значительное сокращение прибыли из-за закрытия одной из полос на ремонт. Это повлечёт за собой невозможность обслуживание транзитных рейсов, их дозаправку и т.д. Для этой цели, на замену, идеально подходит аэропорт Абакана, так как ближе только Новосибирск, а там конкуренция не в пример выше и сложностей выше головы.
Получается так, что если эту сделку удастся провернуть, то ухудшение прочувствуют на себе сразу многие. Во-первых, международных рейсов из Абакана просто больше не будет, останутся только транзиты с дозаправкой. Во-вторых, для того, чтобы куда-то вылететь, придётся ехать в Красноярск. В-третьих, персонал сократят, уволив за ненадобностью не менее 100 человек. В Москву можно будет из Абакана вылететь только раз в неделю, «Победой».
Указывают работники аэропорта в своём письме и тот факт, что россказни о том, что вся техника воздушной гавани безнадёжно изношена, не имеют под собой никакого подтверждения, так как реальный максимальный износ техники составляет не более 40%, а это в рабочем порядке можно исправить силами самого предприятия, не влезая в и без того «прагматичный» бюджет Хакасии.
Получается, что сейчас идёт намеренная дезинформация населения, чтобы эту сделку выставить как избавление Хакасии от гири на ногах. Верить в слова нынешнего руководства республики о том, что они якобы только обдумывают, а решатся на это или нет, неизвестно, – дело каждого. Однако можно привести и параллель для сравнения. Вспомним нашумевший скандал с выделением чиновникам субсидий на жильё – ведь тогда тоже нам говорили «да мы же просто привели в соответствие местный закон с федеральным», «да что тут такого, может, никто и не воспользуется?». Воспользовались. Да ещё как – с перевыполнением плана почти в полтора раза!
Вот и в этом случае мы наблюдаем нечто похожее – «мы раздумываем, но, может, и не станем». Стоит задуматься – кому же выгодна эта сделка? Персонал и вообще аэропорт из этого числа можно смело исключить. Жители Хакасии? Тоже вряд ли – сомнительное удовольствие остаться без международных прямых рейсов и кататься в Красноярск даже для того, чтобы в неурочный день в Москву вылететь. Остаётся тот, кому выгодна эта сделка на долгосрочную перспективу для получения дальнейшей прибыли от обслуживания транзитных «Боингов», и тот, кто спешит что-то продать и успеть «нахапать» перед тем, как вылетит из своего высокого кресла.
Ну а какое место в этой схеме может занимать глава республики? Скорее всего – никакое. Скажут подписать – подпишет, а не понадобится его подпись – это сделает кто-то из его замов во время исполнения обязанностей, как это было с распоряжением о ликвидации автономных учреждений лесохозяйства Хакасии. Складывается такое ощущение, что текущий глава нашего региона позволяет водить себя различным погонщикам, как бычка с кольцом в носу, для лучшей управляемости. Каково это самому молодому губернатору, невооружённым взглядом сразу не разберёшь, а вот то, что уже вся республика (а не только аэропорт) «благодаря» его пластилиновому характеру превращается в неизвестно чей придаток – заметно безо всяких усилий.
Борис Игнатенко
Приплыли с пионЭром, скоро все на дно..
С вами приплывешь пожалуй, реально только на дно