Эмилиано Ригони. Фото sportbox.ru

Понятие «гражданское общество» постоянно будоражит умы общественников. Мы привыкли к тому, что в основном о гражданском обществе размышляют политики, но иногда встречаются очень интересные взгляды на этот вопрос.

Неожиданная точка зрения на гражданское общество пришла с футбольных полей. Говоря спортивным термином, первый пас сделал форвард «Зенита» Эмилиано Ригони, который в интервью изданию «Спорт Экспресс» рассказал о различиях между Россией и Италией.

«Вы год назад сказали, что жить в России лучше, чем в Италии. И эти слова вызвали широкий резонанс. Понимаете причину?

— Это субъективная оценка и мои личные ощущения, — отметил Ригони. — Я вырос в Аргентине, которой очень далеко до России по уровню жизни. Мне нравится, как все выстроено, как все действует и работает в России. Год назад я говорил об Италии после аренды в «Аталанту» и сейчас, после возвращения из «Сампдории», могу подтвердить те слова. Италия — отличная страна, но ей далеко до России. По мне так здесь все намного лучше, чем в Италии.

— В чем конкретно ее преимущества над той же Италией?

— Я говорю о бытовых мелочах, которые в жизни очень важны. Если мне в России нужно, чтоб подключили электричество, газ, установили телевизор, то это делается максимум за три дня, а то и быстрее. В Италии мне надо было провести интернет дома, и я ждал две или даже три недели, чтобы это сделали. Плюс — вопрос пунктуальности. В России я не сталкивался с тем, чтобы транспорт выбивался из графика. В Италии это нормально. Еще один пример: у меня есть помощник в России, был такой и в Италии. Если что-то требуется в России, я сообщаю об этом помощнику и, как правило, моя просьба моментально выполняется. В Италии я что-то просил, потом весь день напоминал — и где-то через неделю получил то, о чем просил».

Пас, поданный Ригони, очень эффектно подхватил известный в республике Николай Денисов на своей странице в Фейсбуке.

«Ригони не первый, кто это отмечает. Мы в России и правда стараемся проходить разные уровни столкновения с реальностью как можно быстрее. Кого из нас не бесит минутная задержка в очереди в супермаркете? Меня лично всегда бесит ужасно! Еще основатель Top Gear Джереми Кларксон сетовал – мол, невежливые русские постоянно куда-то торопятся, никаких тебе смол-токов с кассиром о погоде-природе.

Иногда приходится слышать, что, мол, у нас нет гражданского общества. Реальность же такова, что гражданское общество у нас есть, причем весьма влиятельное. Тот факт, что любые сервисы (и коммерческие, и государственные) у нас работают довольно быстро – это, очевидно, результат наших общих усилий.

Любая задержка в делах, важных или не очень, воспринимается нами болезненно. Курьер не явился вовремя, официант долго не идет – получай, компания, негативный отзыв во всех соцсетях, на форумах и на специальных сервисах.

После многолетней войны с бюрократической глыбой («у меня обед») удалось поменять и ее. Теперь есть система одного окна, МФЦ, портал «Госуслуги». Сопротивление волоките тоже было своего рода социальным протестом, одним из самых масштабных в стране, и обществу удалось эту систему переломить.

Даже наше районное отделение «Почты России» в последние пару лет заработало довольно хорошо – так, что я уже забыл, когда последний раз там скандалил или томился в очереди. Разумеется, в этом смысле проблем в стране по-прежнему масса, но темп взят правильный, так что в ближайшие годы, уверен, мы – гражданское общество – заставим все службы работать как надо. Как надо нам.

Вы скажете, что облегчить жизнь помог технический прогресс? Разумеется. Но прочим европейским странам этот прогресс не очень-то помог. В Италии и Франции поезда ходят черт-те как. Да и в Германии не лучше. Службы доставки в Европе – боль и унижение (там ты подстраиваешься под график курьера, а не наоборот). Столкновение с бюрократами и зарегламентированность жизни вообще оборачивается безысходностью и тоской (попробуйте-ка снять квартиру в Германии, но лучше даже не пробуйте). Что говорить, если банальная уже для нас технология NFC во многих цивилизованных странах не работает – туристические сайты пестрят записями гордых россов о том, как те шокировали европейских кассиров-аборигенов оплатой с помощью телефона.

Вот я с тех пор, как подключил возможность оплаты через телефон, теперь каждый раз страдаю, если по каким-то причинам изредка приходится доставать из кошелька обычный пластик или, не дай бог, наличные. Это так долго, так неудобно! Бедные граждане отдельных стран ЕС, как же они там мучаются».

Можно спорить с некоторыми утверждениями Николая, но его подвод к тому, что работа сервисов – это показатель работы гражданского общества, на мой взгляд, выглядит эффектным «голом в ворота» политиков, после «паса» от аргентинского футболиста. По большей части признаки гражданского общества рассматриваются через призму действия социальных институтов и работы выборной системы. Не скрою, я сам стою на позициях того, что в России нет гражданского общества. В моём понимании гражданское общество – это конкурирование между собой сильных политических организаций. При этом конкуренция должна происходить на основе концепций развития, реальных экономических и политических механизмов, которые внедряются при смене одной политической силы другой. К сожалению, этого нет и не предвидится пока.

Нет у нас сильных политических концепций ни с какой стороны партийных полюсов. Уверен, что по двум основным партиям страны – ЕР и КПРФ – никто из обычных граждан не скажет, в чём суть их экономической и политической программы. Есть какие-то аморфные фразы, мечты, популизм и т.д., а реальных механизмов и алгоритмов работы нет.

Очень наглядно отсутствие гражданского общества показывает и сам процесс выборов любого уровня, где в большинстве своем собственно выбор делается гражданином в последний момент и на основе эмоций: красив – не красив, молод – не молод, отъел лицо, или нет. С политической точки зрения – это не гражданское общество.

Кто нибудь из народных избранников провел встречи со своими избирателями с целью рассказать о сути поправок в Конституцию? В Хакасии не знаю ещё такого случая, потому что и далеко не все депутаты не в курсе, и народ придёт голосовать на 40 с лишним страниц текста одной галочкой на основе эмоции. У нас есть вертикаль власти. У нас есть монархическая генная память. Спросите у первого попавшегося прохожего, что для него государство, и он с большой вероятностью скажет, что это какая-то система или машина, от которой ему держаться лучше всего подальше.

Есть «оно» и есть «я» – это в абсолютной степени противоречит атрибутам гражданского общества в классическом понимании. Но разве что-то в этом мире стоит на месте? Да, есть у нас вертикаль власти, и это надо честно признать, а не прикрываться игрой в демократию, но противоречит ли это гражданскому обществу?

Сегодняшнее «футбольное» прочтение точно заставит меня по-другому взглянуть на эти процессы. Прошу и читателя задаться этими вопросами: быстро ли реагируют на ваши запросы энергетики, полиция, администрации муниципальных образований и, конечно, как ведут себя различные сервисы, чтобы вам жилось комфортнее?

Александр Мяхар

P.S. буквально несколько дней назад позвонил по объявлению с просьбой рассчитать стоимость печи в баню. В итоге ко мне в дом приехали две разные фирмы, чтобы своими глазами посмотреть объект и произвести расчёт. В обоих случаях, вне зависимости от результата, эти выезды были а) бесплатные, б) на следующий день в согласованное время. Помимо этого мне пришло смс от МЧС о продолжении сильного ветра и смс от Россетей о том, что в определенный день в определенный час возможно отключение света, потому как в моём районе будут проходить ремонтные работы. А ещё несколько дней назад я воспользовался порталом госуслуг для произведения одной операции, что мне значительно сэкономило время. Мы всегда стремимся к лучшему, но есть повседневные маленькие моменты, которые мы подчас не замечаем, а ведь они не что иное, как наше достояние, достояние именно нашего с вами общества.

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments