23 февраля вся страна будет чествовать защитников Отечества. Этот день отважных и сильных духом мужчин, в жизни которых есть место не только подвигам и героическим поступкам, но заботе и пониманию. Это праздник доблести, мужества, чести и любви к Родине. В этот день принято поздравлять мужчин всех профессий и возрастов, в том числе и самых юных, которым в будущем только предстоит встать на защитные рубежи своей Отчизны. В преддверии праздника своими яркими воспоминаниями об армейских буднях поделился кандидат исторических наук Александр Поселянин.
«В 18 лет я отслужил в армии, как и положено (с 1976 по 1978 гг.). Помню еще подростком хотел попасть в пограничные войска, потому что на уроках в школе пели песни про смелого пограничника на посту и смотрели фильмы в сельском клубе про пограничного пса Джульбарса. Так и случилось у меня в жизни. После окончания школы год проработал в селе и был призван в Забайкальский военный округ. Служба проходила правда не на границе, а во взводе охраны. Это значит, что заступали в наряд через день. Таких солдат в просторечии в армии называли «курок», то есть всегда готов к бою. И даже сложили про нас поговорку: «Часовой – это солдат, завернутый в тулуп, проинструктированный до слез и выставленный на мороз, без пачки папирос». Тайга вокруг непроходимая: глухари летают, дикие звери – косули, зайцы вокруг воинской части бегают. Красота! Однажды в ограждении запутался маленький соболь (баргузинский), мы клетку сделали и кормили его, но через неделю выпустили, жалко стало.
Набирали в воинскую часть призывников только из Сибири и Восточной Украины. Ребята-украинцы из Донецка, Днепропетровска, Харькова, Ворошиловграда (Луганска) были вполне порядочные. Вечерами они читали лекции про НЛО и околоземные цивилизации. Кстати, большинство офицеров оказалось тоже из Восточной Украины. За 720 дней службы мы сильно сдружились, и многих сослуживцев я вспоминаю до сих пор. Судьба собрала нас в казарме под одной крышей, нам доверяли автоматы с боевыми патронами. И кем бы мы ни были на гражданке, большинство чувствовало ответственность. Помню, как к нам в часть на военные учения приезжали советский военачальник, государственный деятель и министр обороны Дмитрий Федорович Устинов, начальник Генерального штаба Вооружённых сил СССР – первый замминистра обороны Николай Васильевич Огарков, заместитель главнокомандующего сухопутными войсками, генерал Василий Иванович Петров (участник сомалийско-эфиопского военного конфликта 1977-1978 гг., в котором проявилось противостояние СССР и США).
Во время службы я коренным образом поменял отношение к самому себе. Во-первых, командиры – офицеры и сержанты, подняли уровень нашей физической подготовки: турники, брусья, полоса препятствий, гири, штанги стали частью солдатской жизни. Позже, когда стал сержантом, со своими солдатами любили «покрутиться» на турнике. Эта армейская привычка помогает мне до сих пор поддерживать физическую форму в полевых археологических экспедициях. Все благодаря регулярным занятиям спорта. Ну, ясное дело, изучали Устав караульной службы. С нами проводили занятия офицеры. В армии от ребят-украинцев узнал о карате. Позднее, когда понял, что важнее иметь сильный дух, то раздарил подросткам собственную библиотеку по рукопашному бою, которую собирал много лет в период перестроечной молодости.
В армии обучился играть на трубе и играл в духовом оркестре. В клубе один офицер, любитель музыки, занимался с солдатами. Я как-то зашел посмотреть и заинтересовался. Стал обучаться и постепенно выучился играть на альте. Это такая большая труба. Она вместе с басом задает ритм для строевых маршей. Про наши инструменты-трубы обычно шутят знатоки, что у «альта короткое соло – припев, а затем следует 48 тактов пауза». Во всяком случае, во время строевых смотров мы играли марши на плацу. Это так красиво! Представьте только: рота, человек 120, шагает строевым шагом и поет «Прощание славянки». К праздникам готовили концертные программы. Приходилось и юморески читать, и кадриль плясать – дамскую партию в платочке. Ближе к окончанию службы занялся подготовкой в университет. По учебникам повторял английский язык, читал российскую классику, чтобы сдавать экзамены по литературе. Больше всего понравились «Мертвые души» Гоголя. Позднее узнал, что там описаны основные психологические типы личностей. В солдатском клубе еще был вокально-инструментальный ансамбль. Но тогда я считал это несерьезным занятием. На гитаре играть выучился позже в археологической экспедиции от друзей у вечернего костра. Ничего сложного. Полученные однажды знания следует повторять, повторять и повторять. Тогда они превратятся в устойчивые навыки и умения.
Хотелось бы закончить свой рассказ о двух случаях из армейской жизни, которые были спонтанными и произошли, как говорят, неосознанно, сами собой. Первый случай произошел в День Победы – 9 мая. Тогда страна его праздновала несколько дней, но силовые структуры должны были усиливать бдительность на случай провокаций. Я тогда был молодым солдатом, который прослужил только полгода. Стою на боевом посту и вижу, что ко мне со стороны леса приближается какой-то офицер. Заводит дружелюбным голосом беседу о том, как дела, как служба, как кормят. А было раннее утро, я только что заступил на пост и был спросонья. Этот офицер пересек границу боевого поста и подошел уже близко ко мне. Я узнал в нем полковника – командира нашей части. И вдруг мне какой-то внутренний голос шепчет: «Шура, не распускай слюни. Действуй!». Ну, раз я получил команду от своего внутреннего «Я», то стал действовать по уставу. Предупреждаю голосом: «Стой!» А он приближается и продолжает заговаривать мне зубы: «…не обижает ли кто меня на службе, что пишет мама из дома…». Я ему в ответ с полной серьезностью говорю: «Стой, а то стрелять буду!» и снимаю автомат с плеча. Тогда он ухмыльнулся и сразу дал задний ход.
Второй раз это было, когда мы провожали солдат, которые отслужили два года, демобилизовались и уезжали к себе на Родину. Стою на плацу и думаю: «Тоска-то какая –впереди еще полтора года службы. Жизнь безрадостная впереди ждет». И мне в этот момент стало жалко себя, я загрустил не на шутку… В общем, смахнул скупую солдатскую слезу и все прошло. До сих пор помню этот трогательный момент. Так, видно, завершилось мое детство и отрочество, и началась нормальная взрослая жизнь. Молодым парнишкам пройти эту армейскую школу полезно (но не боевых действий).
Я считаю, что армия – это прямое отражение отношений, которые сложились в обществе. Молодые военнослужащие непосредственно предъявляют друг другу качества своей личности, потому что проводят вместе 24 часа службы в казарме либо на боевом посту. В течение жизни моего поколения полностью изменилась страна, произошел переход к капиталистической формации. Из истории известно, что в периоды революций в обществе происходит снижение моральных ценностей. И, как историк, ясно себе отдаю отчет, что в 1980-1990 гг. страны НАТО обвели меня и мое поколение вокруг пальца. Но это не отменяет того, чтобы каждый российский мужчина защищал свою мать, семью, род от бед и невзгод. Поэтому всех мужчин Абакана, Хакасии и России поздравляю с Днем защитника Отечества! Здоровья для тела, мудрости и разума для сознания, силы для души!»
Материал подготовила Ирина Гусева
Историк не знает, что демобилизуются мобилизованные? А призванные-увольняются. Ну да “Мертвые души” в Армии прочитал. Хорошо летиратаром ни стал.
Хорошее интервью хорошего человека. Ну не так что-то сказал, а может журналистка напутала, и что земля поменяла полюса?