Руководитель РИК ОНФ в Хакасии экономист Евгений Мамаев дал еще один комментарий по поводу несбалансированности республиканского бюджета на 14 млрд руб. Об этом он написал на свой странице в Фейсбуке.
«Как уже писал, принцип сбалансированности говорит о том, что сумма расходов бюджета должна быть равна сумме доходов плюс до 10% дефицита бюджета (с указанием источников его финансирования). Нельзя принять не сбалансированный бюджет, это будет нарушение бюджетного кодекса. Таким образом, если бюджет принят в виде закона (а закон о бюджете Хакасии на 2020 год принят депутатами Верховного Совета и подписан главой региона), то он априори является сбалансированным. И разговоры о несбалансированности на 14 млрд руб вызывают только недоумение. Если мы посмотрим в закон и сложим сумму доходов (35,4 млрд руб.) и дефицита бюджета (2,3 млрд руб.), то получим сумму расходов (37,7 млрд руб.). Как видим, бюджет на 2020 год сбалансирован.
Но если принятый бюджет сбалансирован, тогда о чем вообще может идти речь, когда говорят о несбалансированности? А речь может идти о том, что принятый бюджет содержит недостоверные цифры по доходам, либо правительство признается в том, что оно не может исполнить бюджет. В первом случае встает вопрос – фиктивные цифры в бюджете являются следствием непрофессионализма или это было сознательное решение? Если же говорить о том, что правительство расписывается в своей неспособности исполнить бюджет, то тут вообще все грустно – это провал и нужно писать заявление по собственному желанию.
Большой интерес вызывают и называемые цифры. Так, сначала звучала цифра несбалансированности бюджета на 10 млрд руб., затем услышали о 14 млрд руб. Наконец, вчера глава региона в соцсетях заявил, что «в 2020 году собственные доходы консолидированного бюджета РХ ожидаются в объеме 30 млрд 806 млн руб.».
В принятом законе о бюджете общий объем доходов на 2020 год запланирован в размере 35,4 млрд руб. Из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют 12,2 млрд руб. (более трети доходов бюджета!!!), а собственные доходы бюджета – 23,23 млрд руб. Когда речь идет о том, что доходов будет 30,8 млрд руб., это означает недобор 4,8 млрд руб. При этом можно не сомневаться, что обязательства федерального бюджета на 12 млрд руб. будут исполнены и все предусмотренные средства поступят в региональный бюджет. Падение доходов бюджета Хакасии на 4,8 млрд руб. возможно только в части собственных доходов.
Это означает, что из прописанных в законе 23,23 млрд руб. не поступит 4,8 млрд руб., т.е 20% (пятая часть)!!! В результате сумма собственных доходов бюджета 2020 года составит 18,43 млрд руб. Собственные доходы бюджета за 2019 составили 21 млрд руб. И из этого вытекает два интересных момента. Во-первых, качество планирования бюджета оставляет желать лучшего – спустя месяц исполнения бюджета оказывается, что он будет исполнен ниже планируемых значений почти на 5 млрд руб. Это к вопросу о профессионализме. Во-вторых, глава региона заявляет о катастрофических результатах своей работы – в сравнении с 2019 годом собственные доходы упадут на 2,6 млрд руб., а в сравнении с 2018 годом – на 5,74 млрд руб.
Если же всерьез рассматривать заявления о несбалансированности бюджета на 14 млрд руб., или даже о том, что «непокрытый дефицит республики составит 10 млрд руб.», то, отталкиваясь от указанной в законе суммы собственных доходов в 23,23 млрд руб., приходим к выводу, что падение собственных доходов должно составить от 43% до 60%. Вряд ли такое возможно. Вероятнее всего ожидать снижения доходов на 2-3 млрд руб. от планируемых показателей. Скорее всего, когда речь шла о несбалансированности на 14 млрд руб., имелось ввиду, что бюджету нужны дополнительные деньги, помимо запланированных в бюджете. Но тогда так и нужно говорить, а не ставить все с ног на голову.
Любителям валить все на Зимина заранее замечу – предыдущий губернатор оставил бюджет с собственными доходами в 24,2 млрд руб. За 2019 год их уронили до 21 млрд руб., а теперь заявляют, что упадут еще глубже – до 18,4 млрд руб. Однако такой результат будет полностью на совести нового правительства. Как минимум с 2008 года собственные доходы ежегодно показывали рост – с 6,4 млрд руб. в 2008 году до 24,17 млрд руб. в 2018 году (за исключением 2013 года, когда было снижение на 640 млн руб.).
Напоследок скажу о еще одном интересном моменте. Если посмотреть на раздел об источниках финансирования дефицита бюджета, то увидим, что в 2020 году законом предусмотрен возврат полученных в конце 2019 года коммерческих кредитов на сумму 1,65 млрд руб. Также предусмотрен возврат бюджетных кредитов на сумму 1,41 млрд руб. Однако если мы посмотрим контракты, заключенные между Минфином Хакасии и Сбербанком, то увидим, что срок возврата кредита – до 31 декабря 2021 года. Т.е. вполне спокойно можно не возвращать кредит в этом году. В отношении возврата бюджетного кредита федералы уже заявили, что сумма к возврату в этом году будет уменьшена в 2 раза (с 10% до 5% суммы кредита – до 705 млн руб.). Таким образом, сумма возвращаемых кредитов может быть уменьшена на 2,3 млрд руб. Это своеобразная заначка, о которой молчат. И эта сумма может остаться в бюджете и может быть направлена на финансирование текущих расходов. В текущей же версии бюджета предлагается брать коммерческие кредиты для финансирования этой суммы госдолга.
Складывается весьма устойчивое впечатление, что отношение к бюджету у правительства весьма бесцеремонное – можно нарисовать несуществующие доходы, затем заявить о его несбалансированности или непокрытом дефиците на половину, об уменьшении почти на 5 млрд руб. суммы ожидаемых доходов, свободно относиться к источникам финансирования дефицита и т.д. Почему-то кажется, что до добра это не доведет…»
Опять МАМАев,ну сколько можно писать эти опусы.Этот “псевдоэкономист”уже всех достал,неужели нечем заняться?
Если кто кого достал, то только псевдогубернатор с его псевдопрофессиональной недокомандой
все это видимо ты и кучка “свидетелей коровода”