Вчера в социальных сетях глава Хакасии Валентин Коновалов опубликовал сообщение о том, что правительство региона обратилось в Минфин России с просьбой выделить дополнительную финансовую помощь республике. При этом Валентин Коновалов рассказал о мерах, которые принимает Серый дом для повышения собственных доходов республиканского и муниципальных бюджетов.

Цитата: «Правительством Хакасии разработан план по наращиванию собственных доходов и сокращению расходов, который предполагает: рост инвестиционной привлекательности региона; повышение эффективности использования имущества, находящегося в госсобственности; постановку на налоговый учет крупных имущественных объектов; повышение эффективности использования земель сельхозназначения; преобразование муниципальных образований в муниципальные округа и другие меры. Кроме того, власти республики намерены помогать муниципальным образованиям выполнять мероприятия по наращиванию собственной доходной базы».

Именно преобразование муниципальных образований в муниципальные округа прозвучало от губернатора впервые среди планов и намерений по выходу из бюджетного кризиса. По сути Валентин Коновалов анонсировал проведение очередной муниципальной реформы в Хакасии.

Федеральный законодатель на протяжении 2019 года неоднократно обращался к вопросу о муниципальных округах, пока 1 мая прошлого года не вступили в силу соответствующие поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сейчас в законодательстве есть понятия муниципального района и муниципального округа.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В чем принципиальная разница между ними, сказать могут только юристы, специализирующиеся на муниципальном праве, но по мнению ряда экспертов, введение понятия «муниципальный округ» означает очередной этап муниципальной реформы в стране.

К преимуществам муниципального округа можно отнести упрощённую схему управления территорией, консолидированный бюджет, а также передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень. Также законопроект включает в себя положение о наделении местных органов власти муниципального округа всеми отдельными государственными полномочиями. То есть новый вид муниципалитета можно трактовать как альтернативу уже существующего городского округа.

Также претендентами на статус «муниципального округа» выступают муниципальные районы. Напомню, что при двухуровневой модели МСУ, городские и сельские поселения самостоятельно формируют советы депутатов и избирают глав муниципалитетов. А затем, уже без участия населения, из их числа составляется представительный орган самого муниципального района. Идея же муниципального округа предполагает переход к одноуровневой системе.

Председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов отметил, что подобная стратегия действий может быть более успешна лишь в отдельных случаях. «Не всегда есть необходимость плодить множество структур. Очевидно, если в одном населенном пункте живет более 50% населения территории, то есть смысл его централизовать, чтобы объединить ресурсы, повысить качество управления. Та же ситуация возникает в удаленных, труднодоступных местностях, в малонаселенных территориях, в которых за пределами райцентра мы наблюдаем сплошную депопуляцию. Там у людей зачастую нет желания брать на себя ответственность за организацию местной власти. Для подобных случаев такой закон, такая форма организации власти может быть эффективной», – сообщил Андрей Максимов.

И вот теперь глава Хакасии Валентин Коновалов, нарочно или нет, обмолвился о том, муниципальные районы, а их в Хакасии восемь, ждет преобразование в муниципальные округа. Что кроется за очередным реформаторским зудом руководства Хакасии, не совсем ясно, но еще некоторое время назад в воздухе витала идея упразднить местное самоуправление на территории районных центров с передачей управленческих функций администрациям районов. Но идея так и осталась идеей.

Кроме того, в Хакасии уже существовала система, при которой местное самоуправление осуществлялось на уровне районов, а в селах и поселках действовали территориальные управления районных администраций, начальники которых напрямую назначались главой того или иного района.

Однако власти Хакасии могут опоздать с реформой, поскольку Владимир Путин в своих поправках в Конституцию РФ предлагает встроить местное самоуправление в систему государственной власти, доведя вертикаль власти до самого нижнего уровня управления — поселений.

Во всяком случае властям Хакасии предстоит учесть все грядущие новшества и готовиться к изменению республиканского закона «О местном самоуправлении» и ряда других.

Что до политического аспекта анонсированной реформы, то наверняка в правительстве хотели бы использовать ее для смены ряда руководителей районов, которые выражают несогласие с политикой республиканских властей. В первую очередь это могут быть Анатолий Тайченачев, Сергей Зайцев и Абрек Челтыгмашев.

Александр Рыков

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о