В Хакасии сложилась уникальная ситуация: сразу три поколения политиков, в силу своего опыта, ресурсов и перспективы развития, определяют будущее республики.
И, кто бы что ни говорил, у старшего поколения есть еще силы, чтобы перехватывать инициативы у своих младших коллег, давая понять простую вещь: рано их еще списывать со страниц республиканской истории.
Безусловно, к этой группе относится патриарх хакасской политики, бессменный председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
Отметив свое 80-летие, глава республиканского парламента дал понять, что на заслуженный отдых ему еще рано. И периодически делает столь обжигающие заявления на разные темы, что диву даешься – сколько же энергии у человека, который с 1982 года находится на высших должностях Хакасии.
Рядом с ним – первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских. Несмотря на разницу в возрасте, тандем Штыгашев-Шпигальских служит отличным стабилизатором напряжения как внутри самого парламента, так и в Хакасии в целом. Многоопытный политики Юрий Шпигальских не только удерживает статус первого заместителя, но и достаточно успешно держит и удары, и вызовы. Практика показала, что как первый зам председателя он явно на своем месте и давно заслужил право быть в числе тех, кого принято негласно считать «отцами хакасской демократии».
Особым влиянием и авторитетом в хакасской политике обладает Валерий Шавыркин, хоть и не занимает никакой официальной должности. Однако его суждения, связи и поддержка среди истеблишмента делает отставного вице-губернатора признанным лидером общественного мнения.
Вполне заслуженно к этой группе можно отнести и депутата Государственной Думы Надежду Максимову. Не только в силу должности заместителя председателя комитета по бюджету, но и как человека, связавшего судьбу с Хакасией на протяжении почти девяти лет.
Абрек Челтыгмашев – еще один политический долгожитель Хакасии. Вряд ли кто-то способен оспорить его авторитет и опыт политика. Но вся биография главы Аскизского района упрямо свидетельствует о том, что он не просто на своем месте, но и активный игрок на политическом поле Хакасии. Его влияния и ресурсы для многих – болезненное явление, с которыми приходится мириться и принимать как данность.
Николай Сайбораков, федеральный инспектор в Хакасии. Деятельность этого чиновника крайне важна, но практически не афишируется. Между тем степень влияния, а главное – возможность контроля за исполнением федеральных установок, позволяет говорить о его способности находить дипломатически эффективные выходы из различных ситуаций.
Евгений Смирнов, экс-председатель Совета министров Хакасии. Со времен работы Евгения Александровича минуло уже более четверти века, и, казалось бы, его можно считать отошедшим от дел, но выборы 2018 года и его личное участие в кампании Валентина Коновалова и компартии показало то, что Евгений Смирнов еще способен влиять на политические процессы, пусть и в отдельно взятой партийной организации.
Ольга Левченко, председатель Общественной палаты Хакасии. И пусть никого не смущает общественный статус её должности. Сегодня общественники не просто проявляют активность, но и существенно влияют на политическую повестку региона. Достаточно сказать, что темы экологии, защиты прав инвалидов, поддержка местных инициатив и многое другое находятся в центре внимания Общественной палаты РХ, а это означает и достаточно конкретную степень влияния на процессы в республике.
Андрей Асочаков, еще один бывший вице-губернатор Хакасии. Когда-то был членом Совета Федерации, но потом сошел с политической орбиты Хакасии, занявшись бизнесом. Поэтому его возвращение сначала депутатом ВС РХ, а после – первым заместителем главы Хакасии, многие восприняли как возрождение былого авторитета в политике. Вся деятельность Асочакова в правительстве строилась на попытках поставить экономику Хакасии на путь развития, но окружение Валентина Коновалова оказалось против конструктивной повестки в авторстве Андрея Серафимовича. В итоге – он оставил службу, попытался вернуться в депутаты ВС РХ, но потерпел поражение. Однако даже за кулисами хакасской политики остается центром притяжения определенных сил.
В этом списке явно не хватает Николая Булакина. Уж его-то опыт и авторитет и среди элит, и среди обычных людей был непререкаемым. Но преждевременная катастрофа лишила Хакасию настоящего политического тяжеловеса, который на протяжении двух с лишним десятков лет твердой рукой вел Абакан к нынешнему его виду.
* * *
Таково «старшее» поколение хакасской политики. Можно было бы еще пополнять этот список совершенно заслуженными нашими земляками, но скорее всего их упоминание будет излишним. Все-таки интересны действующие политики или те, кто еще реально влияет на процессы в силу былых заслуг и авторитета.
Александр Рыков