Президент РФ Владимир Путин впервые за двадцать лет своего правления анонсировал серьезные изменения в Основной закон государства, который был принят на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Действующая Конституция за все время своего существования множество раз подвергалась критике, поскольку писалась по лекалам Конституции США — с приоритетом международного права над национальным, системой организации высших органов власти страны, принципов судопроизводства и так далее. И хотя за 26 лет нынешней Конституции поправки в основной закон и были, но они не носили принципиального характера.
Сейчас же, судя по всему, Конституцию Российской Федерации ждет серьезное изменение. Если смотреть на состав рабочей группы по подготовке предложений по изменению основного закона, то изменения возможны по многим направлениям.
Однако на себя обращает факт отсутствия в ней лидеров парламентских партий и фракций, членов Правительства. Представленные в списке общественные и политические деятели также вызывают вопросы, например — олимпийская чемпионка Ирина Роднина, которая имеет гражданство США, хотя Владимир Путин в своем послании исключил правило двойного гражданства для депутатов и чиновников.
Что же касается процедуры внесения изменений в Конституцию, то в документе есть на этот счет пояснения. Статьи 134-137 Конституции РФ обосновывают поправки — Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки к Главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Таким образом процедура внесения поправок в Конституцию РФ потребует непростого механизма взаимодействия федеральных и региональных властей, при этом перспектива проведения всенародного референдума до мая месяца также выглядит сложной с точки зрения организации инициативной группы и сбора подписей граждан в поддержку проведения всенародного голосования в столь короткие сроки. В свою очередь это означает. что поправки в Конституцию РФ не будут глобальными — чтобы их можно было принять через конституционный закон Государственной Думой и Советом Федерации.
Дмитрий Буреев