Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РХ
В.В. Кудашкин продолжает разговор о важных экономических вопросах.
Решим ли мы задачу?
Иногда, когда надо проиллюстрировать свою мысль, я рисую на листе бумаги четыре точки и прошу собеседника соединить их все между собой тремя линиями, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
Как правило, многие начинают решать эту задачу в рамках воображаемого ими квадрата, ограниченного этими четырьмя точками. Однако в данных рамках эта задача не решается! Чтобы её решить надо выйти за рамки этого самоограничения. Например, вот так:
Или так:
По моему убеждению, точно так же в рамках одного министерства никакая задача не решается. Будь то министерство экономического развития или сельского хозяйства, образования или финансов. И даже действиями одного правительства, к примеру, Республики Хакасия, невозможно решить задачу социально-экономического развития региона. Как конкурировать по цене местному производителю, если у его конкурента в соседнем регионе цена на электроэнергию значительно ниже? Никак!
Так, продукция агропромышленного комплекса нуждается в переработке и сбыте. А это уже сфера деятельности министерства экономического развития. Любой отрасли экономики требуются хорошо обученные, подготовленные кадры – вотчина министерства образования и науки.
Приведу (да простят меня читатели за банальность) общеизвестный пример – условия роста цветка или любого растения:
При отсутствии хотя бы одного из этих условий – роста не будет. Более того, необходима мера, норма света и тени (иначе – завянет). Диапазона температур (иначе – замерзнет), чередования полива и потребления влаги (иначе – гниёт)…
То же с общественным, социальным, экономическим развитием, ростом малого и среднего предпринимательства (МСП).
Примечание: КНД – контрольно-надзорная деятельность.
Необходимо добавить, что экономическую политику проводят не только органы государственной власти (министерства, ведомства, комитеты), но и органы местного самоуправления городов, районов, поселений. Их действия или бездействие имеют немаловажное значение, как любой из факторов, обозначенный в кругах другого цвета:
- Что можно сделать и многого ли достичь без общественной поддержки? Призывы останутся без ответа, просто никто ничего делать не будет.
- Финансы в управлении малограмотного предпринимателя наверняка принесут мало пользы!
- Чрезмерная активность контролёров – загубит любое благое начинание.
- Кому нужны вредные продукты, выращенные с превышением норм внесения неорганических удобрений?
Наши предложения:
Первое: 10 показателей (выделены жирным шрифтом) из «Перечня показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации» применить к оценке деятельности Глав муниципальных образований городов, районов и поселений Хакасии.
- Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации).
- Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, тыс. чел.
- Численность занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.
- Производительность труда в базовых несырьевых отраслях, индекс (2017 год – базовое значение).
- Реальная среднемесячная заработная плата работников (2017 год – базовое значение).
- Объём инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и средств федерального бюджета, в реальном выражении, индекс (базовое значение – среднее за 2015–2017 гг.).
- Уровень бедности, %.
- Общая продолжительность жизни, лет.
- Естественный прирост населения, чел.
- Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. ед.
- Уровень доступности жилья для жителей субъекта Российской Федерации.
- Доля городов (населённых пунктов) с благоприятной городской средой.
- Качество окружающей среды.
- Уровень образованности.
- Доля автомобильных дорог регионального значения и агломераций с учётом загруженности, соответствующих нормативным требованиям, процентов.
Только необходима публичность, как табло на стадионе, объективность, прозрачность подсчета и достоверность данных. Тогда у народа появятся вопросы к местной власти и региональной: что и как они делают? Какие законы и нормативные акты принимают? Как собираются достигать целей, каким образом? С кем вместе? Целесообразно ли иметь администрацию в данном поселении?
Второе: возможно ли на основе общественного согласия принять решение об увеличении тарифа на электроэнергию для населения на 1 рубль и одновременное снижение тарифа на 1 рубль для «прочих потребителей» или хотя бы для малого и среднего бизнеса? Ведь уже абсолютно ясно, что разница в 5 раз является запредельной! Появились примеры создания промышленными предприятиями собственных источников генерации с последующим отключением от сетей МРСК Сибири – Хакасэнерго. При этом экономия затрат составляет от 1 млн. рублей в месяц.
Третье: ранее мной опубликована статья «О социально-экономическом развитии Хакасии на примере Боградского района». Предложения сформулированы и 10 декабря 2018 года направлены Главе республики. Может быть, взять ее за основу для обсуждения в научных кругах, общественной палате Республики Хакасия, в средствах массовой информации? Тогда полезные и верные решения можно будет применить, а от вредных и неэффективных отказаться.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РХ Кудашкин В.В.
P.S. Своими статьями я призываю к широкому обсуждению поднимаемых мной вопросов.