Депутат черногорского городского Совета Руслан Степаненко дал свою оценку состоянию дел в городе. По его словам, 2019 год стал для Черногорска временем испытаний на прочность всех сфер жизнедеятельности. И не все эти испытания прошли с позитивным результатом.
– Руслан Иванович, можете назвать топ-3 событий в Черногорске в ушедшем году. Как вы их оцениваете?
– Событий, отразившихся на ситуацию в городе, было много. Но в три самых резонансных я могу назвать. Это коммунальная авария в феврале месяце, отставка Ольги Леонтьевой с должности первого заместителя главы города и возвращение Василия Белоногова к работе после судебных процессов. На мой взгляд, они больше всего отразились на городе.
Тем не менее можно уже говорить и о десятилетии Василия Белоногова на посту главы города. Откровенно считаю, что поначалу позитивные подвижки были, но в конечном итоге общая оценка за эти десять лет явно отрицательная. Рейтинг у Белоногова сейчас в очень критическом состоянии, и наступающий год должен по итогам выборов показать реальное отношение черногорцев к работе Василия Васильевича.
– В данном случае лучшим показателем эффективности работы Главы и администрации Черногорска является городской бюджет. Как вы оцениваете состояние городской казны?
– Бюджет Черногорска с точки зрения доходов — практически пустой. собственные налоги и неналоговые доходы составляют 46%, все остальное — деньги республики и федерального центра, в том числе — по национальным проектам. Если бы не они, то в городе вообще бы ничего не делалось. Да и расходная часть заставляет задуматься: о каком развитии может идти речь, если только на сферу образования уходит почти 900 миллионов рублей из бюджета.
Еще одна проблема бюджета — он принимается из расчета 8 месяцев, до сентября. А потом в течение года ежемесячно администрация города и Совет депутатов вносят в него поправки, в основном так называемые «передвижки» внутри расходов. Это принципиально неверная позиция, власть в лице администрации серьезно сдает позиции в отношениях с налогоплательщиками и республиканским правительством. Но лоббировать интересы города при таком раскладе сложно. Для примера приведу Минусинск. При сходных характеристиках, бюджет соседей в следующем году будет свыше 2 миллиардов рублей, тогда как черногорский — чуть больше 1,2 миллиарда рублей.
Есть у бюджета Черногорска резервы по земельному налогу, как одному из основных источников доходов, но и расходная часть должна быть оптимизирована. Практически все программы и подпрограммы идут с нулевыми показателями, хотя надо бы больше уделять внимание малому и среднему бизнесу, благоустройству, дорожнику хозяйству.
– Какие еще проблемы с бюджетом вы видите?
– В течение последних двух лет городские власти не смогли взыскать с ХакТЭКа более 50 миллионов рублей за аренду сетей. А это доходы бюджета и возможность профинансировать ряд программ. Это — раз. Второе: решением суда установлено, что администрация завышала ставки за аренду муниципального имущества, и теперь целый ряд предпринимателей и арендаторов могут через суд компенсировать эти переплаты. Если нужна будет помощь в суде, можно обратиться ко мне, как к депутату. Я помогу.
– Как вы оцениваете заход на теплоснабжение города Абаканского филиала СГК? Ведь это достаточно серьезное решение, которое принималось на федеральном уровне.
– Это результат «хозяйствования» команды Белоногова и образец недоговороспособности самого главы с руководством ХакТЭКа. В итоге одно из крупнейших городских предприятий прекратило существование, а город теперь зависит от политики монополиста. Это уже обернулось ростом тарифов на тепло, а в будущем, когда СГК начнет конкретную работу по источникам тепла и коммунальным сетям, тарифы будут расти через инвестиционную составляющую затрат абаканских тепловиков. И здесь у администрации города есть возможности отстаивать интересы Черногорска и горожан, но вот будет ли воля у чиновников — большой вопрос.
– С СГК все понятно. Компания заходит на теплоснабжение Черногорска, Усть-Абакана, ряда поселков. И это сняло по факту ответственность администрации города за обеспечение теплом жилых домов и социальных объектов. Но не решило другую проблему…
– Абсолютно верно. Я имею в виду то, что 47 из 63 бюджетных учреждений города выживают в условиях блокировки счетов. В общей сумме это свыше 100 миллионов рублей, дело уже доходило до описи приставами имущества школы № 7 и детских садов. такого в истории Черногорска никогда не было. При этом из-за блокировки счетов не платятся налоги, взносы в пенсионный и социальный фонды ограничены в оборотных средствах поставщики товаров и исполнители услуг. Это тоже все результат работы действующего главы города и его подчиненных. С учетом того, что долги бюджета составляют 300 миллионов рублей (из них более 170 миллионов — конкретно долги города), то бюджетно-финансовая политика себя полностью дискредитировала.
– В любом случае — наступил Новый 2020 год. С какими надеждам и планами вы его встретили?
– Всегда новый год олицетворяет надежду на лучшее. хотелось бы в это верить, но, судя по многим показателям, 2020 год для Черногорска будет не легче чем уходящий. Ко всем текущим проблемам добавятся новые, в том числе — выборы главы города в сентябре. Это внесет свою долю в процессы жизнеобеспечения города.
Поэтому я хочу пожелать всем черногорцам надежды на лучшее, терпения, солидарности, мудрости, крепкого здоровья, благополучия и достатка. Пусть новый год для вас и ваших родных и близких не станет временем жестоких испытаний, а в семьях будет царить мир и спокойствие! С уважением, ваш депутат Руслан Степаненко.
Беседовал Кирилл Шишков