Выборы главы Абакана закончились, но это совершенно не значит, что закончились проблемы, которые есть в столице Хакасии. «Пульс Хакасии» продолжает акцентировать внимание на проблемных точках, давая напутствие новой администрации и главе Абакана Алексею Лемину с пожеланием в эффективном решении этих проблем. Взгляд Андрея Березина.
Сегодня предлагаю обсудить проблемы общественного транспорта Абакана, а именно автобусных перевозок. Если вкратце озвучить претензии к ним горожан, то получится: «морально» и технически устаревшие автобусы, необязательность движения по незагруженным маршрутам в «некассовое» время, недостаточное (для комфортного размещения пассажиров) количество автобусов на некоторых маршрутах, раннее завершение автобусного сообщения по вечерам.
Еще один жирный минус – оставляющее желать лучшего «качество» многих водителей и кондукторов (от рабочих навыков до элементарной вежливости и соблюдения законов). Чаще всего пассажиры жалуются на курение водителей автобусов, хамское отношение кондукторов и громкую музыку в салоне «в нагрузку» к купленным билетам… И этот список нареканий можно продолжать.
Некомфортной для пассажиров ситуации во многом «помогла» сложиться монополизация рынка. А устранять ее и жестко пресекать нарушения по жалобам горожан – забота городской администрации. Почему работа в этом направлении не заметна – большой вопрос. Проблемы–то возникли не вчера. И даже не десять лет назад. Раньше. Это из года в год подтверждают похожие возмущения абаканцев в СМИ на автобусников.
Чем чаще всего завершаются народные указания на недостатки? Корреспонденты обращаются с жалобами читателей/телезрителей в УКХиТ администрации Абакана. Там обещают разобраться или просят передать возмущенным горожанам, чтобы обращались лично (желательно письменно, с перечислением на бумаге всех деталей произошедшего). На словах СМИшников заверяют (для последующего обнародования), что по неанонимным жалобам проводится большая работа и принимаются жесткие меры, даже есть возможность лишить неоднократно «проштрафившегося» перевозчика лицензии и убрать его с маршрута. Но в итоге и перевозчики-нарушители, и созданные ими проблемы почему-то продолжают оставаться на своих местах, годами досаждая горожанам.
Лично у меня возникает большой вопрос: наказывают ли вообще проштрафившихся? Если да, то как именно? И насколько соразмерно их деяниям и страданиям пассажиров (например, промерзшим и заболевшим из-за непришедшего автобуса)? Приведите мне конкретные примеры расплаты по жалобам о каждодневных автобусных неудобствах! Не нашел эту информацию, поэтому у меня складывается ощущение, что перевозчикам у нас даже «грозить пальцем» не принято, и возмущения пассажиров уходят «в никуда». Разубедите меня с цифрами и фактами в руках, если сможете! Или согласитесь, что не все в порядке в местном «автобусном королевстве» и ситуацию пора менять в пользу пассажиров!
Пока же утро, день и вечер многих «среднестатистических» абаканцев не обходятся без нервозатратных автобусных поездок: на работу, в школу, в «собес», на рынок… Куда угодно! Выглядит это примерно так: сначала они «берут штурмом» крошечный ПАЗик, забитый «под завязку» такими же «страдальцами». Втиснувшись между ними, человек тут же получает по голове подвесным поручнем с рекламой (как будто их специально подвешивают на таком уровне, чтобы пассажиры больно обращали внимание на старания рекламодателя). «Спрессованную» в салоне людскую массу обдаёт газовой вонью, источаемой плохо отрегулированным газобаллонным оборудованием автобуса (к сожалению, многие машины годами не могут избавить от такого «амбрэ»). Но это не единственный неприятный стойкий запах: увы, велика вероятность, что водитель автобуса курит (и курит прямо на рабочем месте, не изолированном от салона). На этом неприятности поездки вряд ли заканчиваются: еще больше вероятность, что шофер не отказывает себе в удовольствии слушать на всю громкость «махровый» шансон. Конечно, от подобного «музыкального подарка» в обмороки не падают, как во время давки в автобусах в «часы пик». Но зачем всем чужая музыка и настрой? Это я еще молчу про то, как пассажиры и кондукторы нередко «выливают» друг на друга свое настроение (отнюдь не доброжелательное).
Конечно, я немного сгустил краски, но картина получилась вполне узнаваемая. Да, не во всех автобусах ее встретишь (человеческий фактор играет роль), и не все из них – тесные ПАЗики или «Газели». Я считаю, что их просто не должно остаться в общественном транспорте уважающего себя города. Можно взять пример с распространенного общественного транспорта в столицах других регионов.
Кстати, и в Красноярске, и в Кемерово давно курсируют не только просторные, но и низкопольные автобусы. Они совершенно необходимы инвалидам-колясочникам и матерям с колясками (для которых «проникнуть» в ПАЗик – целая история), больным и пожилым людям, которым тоже сложно преодолевать ступеньки автобуса. Кроме того, современные низкопольные автобусы более вместительны, что позволит снизить их количество на улицах города. Еще один их несомненный «плюс»: отгороженная от салона кабина водителя, довольно успешно защищающая пассажиров от сигаретного дыма и любимой шофером музыки. Хотя этими привычками водители в столицах соседних регионов «грешат» нечасто. В автобусах обычно висят объявления следующего содержания: «Если водитель включил громкую музыку или курит, сообщите нам по такому-то телефону. Администрация». И, надо сказать, этот нехитрый ход работает. Меры по жалобам пассажиров принимаются и, как итог, нерадивые водители встречаются редко.
Да, в относительно небольшом Абакане по маршрутам с небольшим количеством пассажиров или в часы с низким пассажиропотоком можно пускать и ПАЗики. Но это должно быть исключением, а не оставаться правилом для любых маршрутов (в том числе популярных). От привычки набивать пассажиров в маленький автобус, как сельдей в бочку, пора отказаться. Чай, не девяностые.
Вторая постоянно озвучиваемая проблема – это несоблюдение графика движения на не очень загруженных маршрутах (например, на окраины) или в незагруженные часы. Автобус может просто «сойти» с маршрута, и после безуспешного ожидания пассажирам приходится идти пешком или ехать на такси. Хорошо, если теплая погода, вам надо было проехать пару остановок по центру, а вы молоды и здоровы. Другая история, если стоит тридцатиградусный мороз, вы – пожилой человек или родитель с малышами, и вам добираться из 10-го микрорайона на Согру. Ещё хуже обстоят с дачными автобусами: абаканцы устали жаловаться на то, что многие из них набиты людьми так, что не всегда удается втиснуться всем желающим уехать пассажирам. С маршрутов они тоже могут сходить без предупреждения. А ведь дачники – в основном пожилые люди, не имеющие альтернативных транспортных возможностей. В итоге они остаются один на один с возникшими проблемами.
После обрисовки не устраивающей горожан ситуации настал через высказывания конструктивных предложений (делитесь в комментариях своими мнениями и предложениями!). Какие лично мне видятся решения проблем?
Во-первых, ужесточение контроля за автобусными перевозчиками и использование самых жестких мер за допущенные нарушения. Проще говоря: не хотят нормально работать одни – избавляйтесь от них и впускайте на рынок других, более ответственных.
Во-вторых, можно расширить возможности «Троллейбусного управления» Абакана. «Самый народный вид транспорта» мог бы стать популярным не только у льготников, так как (в отличие от некоторых автобусов) с соблюдением расписания у него не возникает таких проблем, салоны куда просторнее, а маршруты закрывают потребности многих горожан. В общем, троллейбусы и электробусы могли бы составить реальную конкуренцию автобусам, так как вполне удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к общественному транспорту. Увы, в силу загадочных обстоятельств (вам тоже любопытно, каких?) расписание троллейбусов и электробусов составлено так, что ходят они не очень часто и не могут полноценно конкурировать с автобусами в те же «часы пик». Может быть, пора уже изменить его в пользу пассажиров? Выпускать троллейбусы и электробусы на маршруты чаще, чтобы они закрывали огрехи нерадивых автобусников и увозили недовольных ими пассажиров? «Троллейбусное управление» станет приносить больше денег в казну; горожане получат возможность выбора, каким транспортом им удобнее передвигаться по городу; автобусные перевозчики ощутят реальную конкуренцию и (хотелось бы верить!) начнут лучше соблюдать «правила игры» и бороться за пассажиров.
В-третьих, давно пора ужесточить конкурсные требования к автобусным перевозчикам (и их соблюдение). В частности, можно обговорить четкие критерии, предъявляемые к автобусам (например, не забыть про низкопольные машины), водителям и кондукторам.
В-четвертых, пересмотреть расписание автобусных перевозок (например, вечернее) с учетом пожеланий пассажиров.
Не знаю, как ваши, а мои идеи «навскидку» по улучшению ситуации в большинстве сводятся к демонополизации рынка автобусных перевозок и ужесточению контроля за перевозчиками. Считаю, что именно отсутствие реальной конкуренции позволило законсервировать у нас автобусную ситуацию на уровне двадцатилетней давности.
Для того, чтобы ее изменить, понадобятся жесткие действия городской администрации и изменение «правил игры» для перевозчиков. Способна ли она на это ради тысяч скромных пассажиров городских автобусов – время покажет. Ждать недолго осталось.
Андрей Березин