Пресс-конференция Президента РФ Владимира Путина, прошедшая 19 декабря, вызвала множество обсуждений в информационном пространстве. Дам по некоторым моментам комментарий очевидца.
Это была самая масштабная (почти 2000 журналистов) пресс-конференция Президента, но, на мой взгляд, количество совсем не перешло в качество. Речь не про ответы Президента, а речь про то, что назрела необходимость смены формата самого мероприятия. Что я увидел?
Первое. Представьте 2000 журналистов, которых пропускают в зал через две двери, проверяя при этом каждого специальным оборудованием. Это действо в некоторые моменты мне напомнило печально знаменитые советские очереди и давки. “Товарищи, осторожнее! Не давите сзади!” – такие крики не один раз раздавались из очереди желающих попасть в зал пресс-конференции. При этом надо отметить, что сразу объявили: первые пять рядов не занимать. Здесь сразу надо сказать, что вопросы, которые удалось задать журналистам, достались в основном присутствующим на первых восьми рядах и общий план камеры, снимавшей сверху, брал лишь первую часть зала, который был более 20 рядов и протяженностью вправо и влево далеко от Пескова. Бронь первых рядов для представителей федеральных каналов понятна, но возникает вопрос, а зачем тогда нужен формат такой большой пресс-конференции. Совсем недавно премьер Дмитрий Медведев давал пресс конференцию основным федеральным СМИ, и всё выглядело достаточно ёмко и даже культурно, чего нельзя сказать об этой пресс-конференции, когда уже во второй половине начались откровенные крики из зала. Конечно, это не красит мероприятие столь высокого уровня.
Второе, что как очевидцу мне было очень явно видно. Сам Песков делал неоднократно акцент на то, что необходимо дать слово федеральным и иностранным СМИ. Это, безусловно, логично и объяснимо, но, может, тогда и сделать несколько форматов: для федеральных СМИ (тем более, что их собрать в Москве нет проблем), для иностранных СМИ. Согласитесь, что регионы могут беспокоить повестки, к примеру, Японии или как к кому относится популярный британский политик, но только в случае, когда в самих регионах всё благополучно, а это далеко не так. По моей оценке, федеральным и иностранным СМИ на пресс-конференции уделили порядка 80% времени. В этих условиях нельзя говорить, что регионалам невозможно задать вопрос, но объективно эта вероятность сильно снижается.
Третье. Шансы задать вопрос. Конечно, эти шансы были, но они были чрезвычайно малы. Я напомню, что за все годы проведения пресс-конференции представителю из Хакасии только однажды удалось задать вопрос, при этом и количество журналистов было меньше, и представительство от Хакасии было больше. Традиционно от региона едут несколько компаний. В этом году Хакасию представляли «Пульс Хакасии» в моём лице и два журналиста от РТС, но, к сожалению, никто из нас не задал свой вопрос. Я видел много комментариев о том, что надо было нарисовать и развернуть большой плакат с «кричащими картинками», но напомню, что рекомендацией (в данном случае читаем: требованием) к участию была демонстрация плакатов размером не более листа формата А4. Надо сказать, что это было очень разумное требование, так как даже при этом пестрило в зале очень сильно.
Несмотря на то, что я несколько раз менял дислокацию в зале, всё же до первых 8 рядов было добраться невозможно. Вернее, у каждого мероприятия есть свой негласный этикет, и откровенные бега по залу и крики точно бы не принесли положительного имиджа региону.
Что удалось сделать? Удалось донести своё видение и проблематику и до Администрации Президента (которая мониторила прохождение мероприятия), и до части федеральных СМИ, так как именно наша табличка разрешенного формата А4 привлекла многих участников как для крупноплановых съёмок, так и для фото и комментариев.
Какой был подготовлен вопрос? Спасибо уважаемым читателям, что прислали много своих вопросов на почту «Пульса Хакасии», задавали их в комментариях к статьям и в социальных сетях. Я взял на себя право обобщить многие из них и версия, которую я хотел представить президенту, была следующая:
«Наш регион богат ресурсами (имеет всю таблицу Менделеева), но при этом беден. По большому счёту, причин такого положения всегда две. Во-первых, низка эффективность власти (ни ЕР, ни КПРФ не может справиться со стагнирующей экономикой региона), а во-вторых, пока идут политические игры, крайним остаётся народ. Может быть, в этой связи стоит вообще пересмотреть систему управления депрессивным регионом? Или же стоит регион с большим дефицитом объявить на некоторое время свободной экономической зоной с федеральным выполнением социальных гарантий, чтобы в первую очередь экономика наполнилась деньгами и начала дышать, чтобы регион получил реальные инструменты экономического развития?»
Мне сетовали на то, что вопрос я подготовил длинный, но судя по тому какие вопросы звучали на пресс-конференции, мой мог быть далеко не самым длинным и уж точно не пространным и не абстрактным.
Стоило ли оно того? Один коллега мне писал, что это того не стоит, особенно за свои деньги.
Про деньги, конечно, улыбнуло, так как большинство СМИ ездило как раз на бюджетные средства, в отличие от частных, таких как «Пульс Хакасии». Дело в том, что если есть шанс улучшить жизнь региона, даже за свои, а не за бюджетные деньги, которые дают на поездку государственным и аффилированным СМИ, я буду это использовать. Такая у меня гражданская позиция, а пожелания об изменении формата пресс-конференции – это моё видение и желание сделать процесс более эффективным.
Александр Мяхар
Нужно отдать должное президенту, что такие прессконференции вообще проходят. А журналисты сами толпятся, с каждым годом все больше народу давится, неужели такие вопросы у всех злободневные
По сути, половина журналюг работает на эпатаж! Непрофессионально, базарно, грубо, бездарно! Это результат т.н. “свободы слова”. А что? Что хочу, то и молочу, право на то имею! Журналисты ведут себя нагло, вызывающе, высокомерно, мол, всем тут покажу, какой я крутой и смелый! И пресс-конференция превращается в восточный базар+ цыганский табор. Восхищен выдержкой Путина, его интеллигентностью в сравнении с этой кодлой, эрудицией и титанической выдержкой!
Я тоже восхищен столь заметным прогрессом. Раньше то в сортире мочил, то что -то кому-то обещал отрезать. А теперь и по английски заговорил, и по украински умудрился речь толкать. Немецкий почему-то забыл, но ведь аж два других языка освоил.
Вот одно не понятно. Зачем собирать столько журналистов, зная, что не все могут задать вопрос? Или только послушать других, которые смогли задать вопрос? Уж, если собирают такую пресс-конференцию, надо дать возможность всем задать вопрос.
Для видимости демократической доступности , а в сути просто популизм