ДомойОбществоОсобенности абаканской парковки

Особенности абаканской парковки

-

Многочисленные приверженцы сохранения так называемого «булакинского курса» в муниципальной политике Абакана воспринимают его совершенно не критически, как нечто идеальное. Пока не поздно: снимем розовые очки и признаем, что в нем были и сильные, и слабые, и откровенно провальные стороны. Последние хотелось бы исправить.

Но сначала нужно озвучить проблемы и обсудить их с абаканцами. Хочется надеяться, что за «общественным запросом» на их решение последуют корректировки в пользу народа в «неприкасаемых» направлениях работы городской администрации.  

Продолжая тему недочётов градостроительной политики, поразмышляем о парковках «по-абакански». Когда-то личные авто были роскошью, а не средством передвижения. Соответственно, их скромное количество можно было особо не учитывать при развитии города. Но примерно четверть века назад ситуация начала резко меняться: достаток населения вырос, представления о комфорте и мобильности стали другими. Уже к 2010 году Хакасия попала в первую десятку городов в Сибирском ФО по числу личных авто на душу населения (в основном за счет «автомобилизированного» Абакана). К нашему времени машин стало еще больше, и тенденция к увеличению их числа сохраняется.

Так, в Хакасии при численности населения 536 167 человек (по данным Росстата на 2019 год) порядка 180 тысяч «легковушек» (или более 330 на тысячу жителей). Основное поголовье «железных коней» приходится на Абакан, в котором сосредоточено более трети жителей республики. Если верить данным разных рейтингов (например, «Baikal-Daily»), то последнюю пару лет Хакасия занимает второе место в Сибири по обеспеченности населения личными автомобилями.

Какие «минусы» из этого вытекают? Первое, что приходит в голову – пробки. Но для маленького Абакана они неактуальны (по сравнению со столицами соседних регионов абаканские «заторы» и пробками назвать сложно). А вот проблема парковок и парковочных мест – это настоящая головная боль автомобилистов и пешеходов. Комплексно ее «лечить», работая на перспективу, надо было начинать минимум лет 20 назад. Увы, администрация и в наше время то ли не считает проблему серьезной, то ли думает, что она «сама рассосется» вместе с тысячами машин.

Какая сложилась ситуация? Абаканская «парковочная» проблема четко делится на два направления. Первое: парковки и парковочные места публичного пользования (условно “в городе”). Например, возле зданий муниципальных, региональных и федеральных структур, офисов, магазинов, кинотеатров, рынков… Сегодня их явно не хватает, о чём наглядно свидетельствует дневной вид центральных улиц и прилегающих дворов (там, где не успели ограничить въезд шлагбаумами). Они забиты огромным количеством машин, припаркованных где и как придется. Сложно найти свободное парковочное место, и в результате водители паркуются на проезжей части, зачастую даже на пешеходных переходах. Это резко снижает пропускную способность улиц и возможность проехать к зданиям службам спасения в экстремальных ситуациях, да и просто создаёт обстановку нервозности и хаоса в центре города. Отсутствие возможности припарковаться вблизи нужных учреждений (например) нарушает деловые и административные коммуникации и «съедает» нелишнее время многих людей.

Вторая составляющая абаканской «парковочной беды» – это хаотичные парковки во дворах многоэтажек. «Легковушек» для небольшого города критически много. Если у какой-то семьи нет машины, то эту «потерю» компенсируют «счастливцы» с двумя авто на «ячейку общества». Но пространство дворов предназначено для людей, а не для машин. Проектами стоянки там если и предусмотрены, то весьма скромные, явно не рассчитанные на поголовную автомобилизацию. Жильцов-автовладельцев это не останавливает. Многие «втискивают» своих «железных коней» в пространство дворов, не брезгуя даже детскими площадками. В итоге машины вытесняют из дворов людей. Негде гулять, играть, заниматься спортом… Да и вообще сложно пройти среди «нагромождения» автомобилей людям и проехать тем же пожарным или «Скорой» (если что-то сучится, не дай Бог).

Между тем право пользоваться двором жильцы приобретают вместе с квартирой, а вот право парковать автомобиль во дворе не приобретается вместе с жилплощадью. Помимо общей загруженности дворов остро встала экологическая проблема. Дворовое пространство, как правило, плохо продувается ветром. В итоге в нем задерживаются вредные выхлопные газы автомобилей (особенно зимой, когда требуется прогрев двигателей). Возможно, вы не знали: они – один из «поставщиков» бенз(а)пирена – вещества первого класса опасности. Оно и другие продукты горения, загрязняющие воздух, здоровья жильцам не добавляют.

Наличие этого ядовитого «коктейля» в воздухе дворов не позволяет качественно проветривать квартиры и делает прогулки возле домов неполезными. Кстати, по результатам обнародованных этом году лабораторных исследований экспертов Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, «именно из-за превышения предельно допустимых концентраций бенз(а)пирена уровень загрязнения воздуха в Абакане и Черногорске, по последним данным мониторинга, классифицируется как «очень высокий». Это связано с увеличением автотранспорта в городах».

Вроде бы, загрязняющие воздух во дворах машины – это частная проблема квартировладельцев. Однако решить ее без помощи муниципальных властей и упорядочивания парковок в городе невозможно. Как можно выйти из складывающейся десятилетиями неприятной ситуации? Я считаю, что без дорогих и непопулярных мер здесь не обойтись. Работать придется в двух направлениях.

Первое: создание новых парковочных мест. Это крайне сложно в центре города, но все же возможно (с помощью строительства многоярусных парковок). Новые вместительные парковки необходимы и каждому району: они помогут «разгрузить» дворы наряду с упорядочиванием в них парковочных мест. Необходимо ограничить парковки во дворах, хоть это и непопулярная мера. Не нужно изобретать велосипед: есть опыт российских мегаполисов и западных стран, которые гораздо раньше озадачились решением этих вопросов. К примеру, организованных парковочных мест возле многоэтажек обычно создается немного. И жильцы не захватывают их «забесплатно», а арендуют. Либо организуется небольшая платная парковка возле дома (плата, как вариант, может взиматься в пользу всех собственников жилья и использоваться по их усмотрению). Остальные жильцы-автовладельцы пользуются альтернативными вариантами: личными гаражами или общими парковками в своем районе, которые могут быть бесплатными или более доступными по цене, чем дворовые (например, современные многоярусные). Вынесенные за пределы дворов парковки находятся в шаговой доступности от домов.

Второе: ограничение доступа личного транспорта в будние дни в центр города. Это возможно с применением прямых ограничений: например, по четным дням в допускаются в центр только машины с чётными номерами, а по нечётным – авто с нечётными. В эти же непопулярные ограничительные меры можно включить и платные парковки.

Конечно, со строительством перехватывающих парковок в Абакане возникнут большие сложности. Прилегающие к центру районы не богаты свободными местами, как и центр. В идеале административный и деловой центр города надо переносить в новое место, с новой планировкой и застройкой, соответствующими современным требованиям (в том числе, по парковочным местам). Это тоже осуществить очень сложно, практически нереально в сегодняшней ситуации. Я лишь размышляю о возможных вариантах решения сложной задачи, не претендуя на полноту изложения столь обширной и застарелой проблемы. Буду рад, если читатели поделятся своим видением проблемы и выходов из нее.

Очевидно одно: решать «парковочную проблему» все равно придется (накопившийся мировой и российский опыт нам в помощь!). Увы, если тянуть дальше, то ситуация усугубится, и для ее изменения понадобится еще больше денег и усилий. Да, проблема сложная и очень запущенная. Да, одним простым решением не обойтись. Да, некоторые решения будут болезненными для жителей. Да, комплексная работа растянется на годы и будет дорогостоящей. Но если продолжать закрывать глаза на «парковочный беспредел» и ничего не делать, то вообще ничего не изменится! И Абакан вряд ли станет городом, в котором хочется жить.

Андрей Березин

Пульс Хакасии в telegram

1 КОММЕНТАРИЙ

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валентина
4 лет назад

Что то при Булакине таких вопросов не задавали, все устраивало авторов?
Это же застройщик планирует, и подает проект. Да и в новостройках теперь парковки везде предусмотрены. Это в старых домах очень мало места, да и сами жители не особо уважают друг друга, паркуясь на детских площадках. Это же вам самим лень оставить машину за домом, где может быть свободное место или предусмотрена парковка, вам же обязательно надо припарковаться у самого подъезда, чтобы выйдя из своего джипа сразу войти в квартиру. Ну милые мои, вы уж или продолжайте ныть про голодающих россиян, или все таки парковок не хватает…

1
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x